|
|
Су-35
В конце 70-х годов в США началась разработка модернизированного
многофункционального истребителя F-15E. Перед конструкторами ОКБ
им. П.О.Сухого была поставлена задача создать новую модификацию Су-27,
превосдящуюю по своим боевым характеристикам американский аналог.
Предварительные иссследования возможных направлений дальнейшего совершенствования
Су-27 были начаты в 1977 году, когда ещё только начались его лётные испытания.
Было решено расширить его боевой потенциал за счёт придания возможности ударное
вооружение (бомбы, НАР, ракеты "воздух-поверхность"), что в свою очередь требовало
совершенствования БРЭО с целью придания ему возможности обнаружения и распознавания
наземных целей. Разработка новой БРЛС была поручена НИИ приборостроения. Кроме
того, самолёт предполагалось оснастить оборонительным комплексом БРЭО и усовершенствованным
навигационным оборудованием, а информационно-управляющее поле кабины выполнить
с использованием многофункциональных монохромных дисплеев на ЭЛТ.
29 декабря 1983 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке Су-27М
(внутреннее обозначение ОКБ - Т-10М). Работы возглавил главный конструктор
Н.Ф.Никитин. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов.
Параллельно с совершенствование БРЭО конструкторами было решено реализовать
ряд перспективных наработок, сделанных в ОКБ совместно отраслевыми НИИ. В их
числе: ПГО (испытания проводились на прототипе Т-10-24), усовершенствованная
ЭДСУ, система дозаправки топливом в воздухе, модернизированые двигатели,
подкрыльевые узлы подвески ПТБ. Из-за возросшей массы применены усиленные
стойки шасси. Эскизный проект был готов к 1985 году. В 1987 году на опытном
производстве началось изготовление первого прототипа Т-10М-1 (переоборудован
из серийного Су-27). 28 июня 1988 года он впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель
О.Г.Цой). 18 января 1989 года к испытаниям присоединился второй лётный прототип
Т-10М-2. В том же году началась подготовка к серийному производству на авиазаводе
в Комсомольске-на-Амуре. Предполагалось в начале 90-х годов начать поставки
новых истребителей в строевые части ВВС, но из-за начавшегося экономического
кризиса и развала страны реализация этих планов сильно затянулась.
К середине 90-х годов за рубежом появился ряд истребителей поколения 4+,
по ряду параметров превосходящих Су-27М. Возникла необходимость дальнейшей
модернизации. Было решено оснастить Су-27М более мощной БРЛС, позволяющей
увеличить количество одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей и
имеющей большую дальность действия. В оборудовании кабины монохромные дисплеи
на ЭЛТ заменены цветными жидкокристаллическими, применена система управления
бортовым комплексом без снятия рук с ручек управления самолётом "Лидер".
Новое оборудование отрабатывалось на самолётах Т-10М-11 и Т-10М-12. В феврале
1992 года Су-27М был впервые продемонстрирован главан стран СНГ журналистам
в Мачулищах (Белоруссия). В сентябре 1992 года самолёт получил обозначение
Су-35. Осенью того же года он демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо.
Конструкция Су-35 аналогична самолёту Су-27. Отличия заключаются в установке
цельноповоротного ПГО, новых консолей крыла, съёмного (на Су-27 - откидной)
радиопрозрачного носового обтекателя увеличенного диаметра, хвостовой балки
увеличенной длины, убирающегося топливоприёмника системы дозаправки. Визир
оптико-локационной станции смещён вправо (как на Су-33).
В конструкции фюзеляжа применены новые алюминиево-литеевые сплавы и увеличена
доля композиционных материалов. Для обслуживания БРЭО на фюзеляже появились
дополнитильные лючки. Шасси усилено, носовая стойка - двухколёсная. В килях
увеличенной площади (на 3,1 м2) размещены дополнительные топливные
баки по 300 л в каждом. Предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 2000 л.
Площадь тормозного щитка увеличена на 3 м2. Кабина пилота оборудована
3 цветными многофункциональными ЖК-дисплеями и широкоугольным индикатором на
лобовом стекле. Катапультное кресло К-36ДМ имеет спинку, наклонённую на 30°
для облегчения переносимости больших перегрузок. В состав бортового оборудования
входит РЛС с фазированной антенной решёткой, РЛС заднего обзора (установлена
в хвостовой балке), оптико-локационная станция ОЛС-27К, нашлемная система
целеуказания "Щель-3УМ", станция радиотехнической разведки, теплопеленгатор,
автомат постановки активных помех "Сорбция". Предусмотрено применение подвесного
контейнера с системой РЭБ взаимно-групповой защиты. Под крылом установлены 2
дополнительных узла подвески вооружения. В состав вооружения включены ракеты
Р-77, Х-29Т, Х-31А,
Х-31П, корректируемые бомбы КАБ-500Кр, свободнопадающие
бомбы калибром до 500 кг, блоки НАР.
К настоящему времени в общей сложности изготовлено 16 самолётов Су-35 (9
находятся в строю). Т-10М-1 в настоящее время является экспонатом музея ВВС
в Монино.
Модификации самолёта:
-
Т-10М-1 - первый прототип. Отличался передней стойкой шасси от Су-27. Первый
полёт 28 июня 1988 года.
-
Т-10М-2 - второй прототип. Первый полёт 18 января 1989 года.
-
Т-10М-3 - первый предсерийный. Изготовлен в Комсомольске-на-Амуре. Первый
полёт 1 апреля 1992 года.
-
Т-10М-6 - прототип для испытания ЭДСУ.
-
Т-10М-8 - эталон для серии.
-
Су-35 (Т-10М, Су-27М) - серийный. Выпускается в Комсомольске-на-Амуре.
-
Су-35УБ (Т-10УБМ) - учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной с
двойным управлением. Изготовлен в августе 2000 года (переоборудован из
Су-30МКК).
-
Су-37 - опытный с двигателями с изменяемым вектором
тяги. В 1996 году переоборудован из Т-10М-11. Первый полёт 2 апреля 1996 года.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АЛ-31Ф |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2х7600
2х12500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
14,698
22,183
6,433 |
Площадь крыла, м2 |
62,04 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
18400
25700
34000 |
Запас топлива, кг |
10250 |
Максимальная боевая нагрузка, кг |
8000 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная |
1400
2500
240 |
Максимальное число М |
2,35 |
Практический потолок, м |
18000 |
Дальность полёта, км:
на большой высоте
на малой высоте
перегоночная с 1 дозаправкой |
3400
1400
6500 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
9 |
Длина разбега, м
пробега, м |
750
600 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 167-173.
- Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 87-105.
- Калабанов В., Мороз С., Приходченко И. Догнать и перегнать. // Авиация и Время. - 2003. - №3. - С. 5-20, 31-35.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 33-34.
- Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 149-155.
- Многофункциональный истребитель Су-35. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 25-26.
- Многоцелевые истребители Су-35 и Су-37. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 13-15.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 53-56.
- Су - триплан. // Крылья Родины. - 1994. - №3. - С. 1.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|