Су-28
В 1981 году заместитель главкома ВВС Маршал авиации А.Н.Ефимов
предложил разработать на базе штурмовика Су-25
учебно-тренировочный самолёт для замены чехословацких L-39.
Разработка Су-25УТ (обозначение ОКБ Т8-УТ) началась в ОКБ
им. П.О.Сухого в 1987 году. В июне опытный самолёт Т8-УБ1 был поставлен
на доработку. Для улучшения лётно-технических характеристик было решено его
максимльно облегчить. С этой целью были демонтированы все системы вооружения
и прицельное оборудование. Из-за изменившейся центровки в носовом отсеке
фюзеляжа пришлось разместить центровочный груз.
В августе Су-25УТ впервые поднялся в небо. Самолёт начали готовить к воздушному
параду в Тушино в честь Дня Воздушного Флота, но в последний момент его участие
в параде было отменено. Вскоре под обозначением Су-28 он принял участие в
спортивных соревнованиях в Волгограде, где занял третье место.
Испытания самолёта продолжались два года. За это время в его конструкцию
внесли ряд существенных доработок, после чего он получил обозначение Су-28М.
В таком виде он вместе с боевым Су-25 в июне 1989 года участвовал в аэрокосмическом
салоне в Ле-Бурже, затем в авиационных выставках на Филиппинах, в Дубаи и
Абу-Даби.
Кострукция Су-28 аналогична Су-25УБ. Отличия
заключаются в сокращённом составе оборудования. Встроенная пушка, пилоны
под крылом для подвески вооружения, бронеэкраны двигателей, заполнение
топливных баков пенополиуретаном, дублирующая проводка управления рулём
высоты отсутствуют. Отсутствует также электрооборудование, обслуживающее
демонтированные системы, и часть оборудования топливной системы. Для приведения
самолёта к штатной центровке установлен центровочный груз. Пушечный отсек
и окно прицельной станции "Клён" в носовой части зашиты. Для дальних перелётов
предусматривалась подвеска до 4 ПТБ-800 с возможностью их аварийного сброса.
Су-28 предназначался для обучения технике пилотирования, самолётовождения,
групповой слётанности и отработки фигур лётного пилотажа. Он позволял
вести обучение в любых погоднях условиях и в любое время суток. Оборудование
самолёта позволяло выполнять тренировочные полёты с имитацией отказа
пилотажно-навигационной системы, двигателя и самолётных систем. Су-28
обладал высокой маневренностью, мог взлетать, выполнять полёт и садиться
с одним работающим двигателем. Шасси самолёта выдерживало грубые посадки и
допускало базирование на грунтовых аэродромах.
Из-за начавшегося экономического и политического кризиса в стране Су-28
не был запущен в серийное производство. Опыт создания Су-28 был использован
при разработке учебно-тренировочного самолёта для палубной авиации
Су-25УТГ.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Р-95Ш |
Взлётная тяга, кгс. |
2x4100 |
Габариты, м:
размах крыла
длина c ПВД
высота |
14,36
15,36
5,2 |
Площадь крыла, м2 |
30,1 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
9000
12000 |
Запас топлива, кг |
2750 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская
посадочная |
950
750
210-220 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
60 |
Дальность полёта максимальная с ПТБ, км |
2150 |
Практический потолок, м |
7000 |
Максимальные эксплуатационные перегрузки:
положительная
отрицательная |
6
2 |
Длина разбега, м
пробега, м |
450
500 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994. - С. 100-103.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника