 |
|
Су-25Т
Разработка противотанкового штурмовика Су-25Т (заводское
обозначание Т-8М) началась в ОКБ им. П.О.Сухого в
1976 году под руководством В.П.Бабака. Он является дальнейшим развитием
Су-25. При его создании учтён опыт эксплуатации
Су-25, в том числе в боевых условиях. Основной задачей Су-25Т является
уничтожение бронетехники, огневых средств, кораблей (до эсминца включительно),
вертолётов, транспортных самолётов, мостов, укрытий, комплексов ПВО и живой
силы противника днём и ночью, на поле боя и на глубине до 450 км за линией
фронта, в диапазоне высот от 30 до 5000 м. С учётом расширения боевых задач
и увеличения времени пребывания в зоне ПВО противника особое внимание при
проектировании уделено совершенствованию комплекса боевой живучести.
За основу конструкции был взят учебный Су-25УБ.
Рабочее проектирование самолёта было завершено в 1982 году. В 1983 году началось
изготовление первых прототипов, для чего были использованы первые 3 планёра
Т8-УБ производства Улан-Удинского авиазавода. Прототип Т8-М1 был готов к
июню 1984 года. 17 августа 1984 года лётчик-испытатель А.Н.Исаков впервые
поднял его в воздух. Во время заводских испытаний лётные характеристики были
определены довольно быстро, но доводка оптико-тепловизионной системы "Шквал"
и ПТУР "Вихрь" затянули испытания до 1990 года. Серийное
производство началось в 1990 году на Тбилисском авиазаводе. В ноябре 1991
года Су-25Т (прототип Т8-М3) был впервые продемонстрирован публике на авиасалоне
в Дубаи (ОАЭ). Государственные мспытания продолжались до сентября 1993 года.
после чего самолёт был принят на вооружение.
Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ (унификация 85%). Отличие заключается
в одноместной кабине (при этом сохранён бронеблок Су-25УБ), предкабинном отсеке
увеличенной длины, в котором размещёна аппаратура прицельного комплекса "Шквал",
киле увеличенной площади. Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-195
(мотогондолы соответсвенно доработаны). В закабинном отсеке и хвостовой части
фюзеляжа установлены 2 дополнительных топливных бака. Пушечная установка ВПУ-17А
заменена на ННПУ-8М с переносом самой установки из подкабинного отсека под
среднюю часть фюзеляжа (ствольная часть пушки вынесена из обводов фюзеляжа).
Под крылом могут подвешиваться 2 съёмные подвижные установки СППУ-687 с пушками
ГШ-301 (боекомплект 200 снарядов). В состав вооружения
добавлены ракеты "воздух-поверхность" с лазерной и телевизионной системой
наведения, противолокационные ракеты, противотанковые ракеты "Вихрь"
(до 16 шт.). В хвостовой части фюзеляжа установлена аппаратура РЭБ "Иртыш"
со станцией ИК-помех "Сухогруз".
В 1991-1992 годах на авизаводе в Тбилиси изготовлено 25 Су-25Т. 12 из
них до конца 1991 году успели перелететь в Россию. После распада СССР
производство переведено в Улан-Удэ (к 2003 году изготовлено 4 серийных
Су-25ТМ, ещё 4 недостроены). Там же производится модернизация ранее выпущенных
Су-25Т.
Модификации самолёта:
-
Т8-М1 - первый прототип. Отличался отсутствием топливных баков №3 и 4. Первый
полёт 17 августа 1984 года.
-
Т8-М2 - второй прототип. Отличался полным комплектом бортового оборудования.
-
Т8-М3 - третий прототип. Отличался наличием аппаратуры ИК-помех.
-
Су-25Т - серийный. Первый полёт 26 июля 1990 года. В 1991-1992 годах в Тбилиси
изготовлено 25 самолётов.
-
Су-25ТМ (Т-8ТМ) - модернизированный. Отличается прицельным комплеексом "Шквал-М",
наличием радиолокатора управления огнём "Копьё-25" (в подвесном контейнере),
радиотехнической системы дальней навигации, спутниковой системы навигации
А-735. Предусмотрена установка контейнера с тепловизионным оборудованием.
Разработан в 1986-1995 годах. Первый полёт 15 августа 1995 года (лётчик-испытатель
О.Г.Цой). Выпускается в Улан-Уде.
-
Су-39 (Су-25ТК) - экспортный. Отличается составом бортового оборудования.
Лётно-технические характеристики
|
Су-25Т |
Су-25ТМ |
Двигатели |
Р-195 |
Р-195 |
Взлётная тяга, кгс. |
2x4300 |
2x4300 |
Габариты, м:
размах крыла
длина c ПВД
высота |
14,36
15,33
5,2 |
14,36
15,33
5,2 |
Площадь крыла, м2 |
30,1 |
30,1 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
10000
16750
19500 |
10000
16750
20500 |
Запас топлива, кг |
3840 |
3840 |
Боевая нагрузка, кг:
нормальная
максимальная |
1400
4400 |
1400
5000 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская
посадочная |
950
750
230 |
950
750
230 |
Дальность полёта максимальная (с ПТБ), км |
2250 |
2250 |
Радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг, км:
у земли
на высоте |
400
700 |
400
700 |
Практический потолок, м |
10000 |
10000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
6,5 |
6,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
600
700 |
650
750 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
Литература
- Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 127-132.
- Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 98-111.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 34.
- Левин М.А. Новые "горбатые". // Крылья Родины. - 1992. - №12. - С. 32-33.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 176-178.
- Самолёты Су. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1993. - С. 75-82.
- Сойко Н. Многоликий Су-25ТМ. // Крылья Родины. - 1999. - №1. - С. 1-4.
- Штурмовик Су-25ТМ (Су-39). // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 13-15.
- Штурмовик Су-39. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 26-27.
- Штурмовик Су-39. // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 50-52.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|