SA-341
Разработка лёгкого многоцелевого вертолёта SA-341 началась
совместно фирмами "Сосьете Насьональ Индистрьэль Аэроспасьяль" и "Уэстленд"
в соответствии с англо-французским соглашением 1967 года. Он является
дальнейшим разитием SA-340 "Алуэтт II". От предшественника он отличается
фенестроном вместо обычного рулевого винта (первый в мире). Несущий винт
разрабатывался совместно с немецкой фирмой "Бельков". Первый прототип
был изготовлен во Франции, затем в разобранном виде переправлен в Великобританию
и собран на фирме "Уэстленд", став прототипом AH.Mk.I. Вервые он поднялся
в воздух 28 апреля 1970 года. Затем были построены 4 предсерийных вертолёта
SA-341, на одном из которых в мае 1971 года были установлены 3 мировых
рекорда.
Подготовка к серийному производству началась в 1969 году. Изготовление
первой серии на фирме "Уэстленд" началась в 1971 году. Поставки начались
в 1972 году. В том же году принят на вооружение британской армии. В 1973
году начались испытания модернизированного вертолёта SA-342. В 1976 году
он был запущен в серийное производство.
SA-341 выполнен по одновинтовой схеме с фенестроном. Несущий винт
трёхлопастный с полужёстким креплением лопастей. Рулевой винт 13-лопастный
диаметром 0,695 м. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Основным
силовым элементом фюзеляжа является платформа, состоящая из 2 продольных
коробчатых лонжеронов и поперечных балок. В передней части платформа
переходит в фонарь, в задней - в хвостовую балку, которая стыкуется со
стреловидным вертикальным оперением, имеющим несимметричный профиль и
канал для рулевого винта. На хвостовой балке установлен стабилизатор с
аэродинамическими шайбами на концах. Шасси неубирающееся лыжное. Силовая
установка состоит из турбовинтового двигателя Турбомека "Астазу IIIA",
установленного за кабиной. Сопло двигателя снабжено дефлектором, уменьшающим
тепловое излучение. Запас топлива размещён в 2 топливных баках. В перегоночном
варианте может устанавливаться дополнительный бак на 200 л. В кабине
установлены спереди 2 сиденья для экипажа, за ними - общий диван для 3
пассажиров. Доступ в кабину осуществляется через 2 боковые, открывающиеся
наружу двери. За ними имеются дополнительные грузовые двери, открывающиеся
во внутрь. За пассажирской кабиной имеется багажный отсек. Кабина оснащена
системой вентиляции. Предусмотрена установка системы обогрева.
В военном варианте кабина может оснащаться броневой защитой. В состав
вооружения входили: НАР "Брандт" (2 контейнера), 2 управляемые ракеты
AS.12 (AS.11), 4-6 ПТУР "Хот", 2 7,62-мм пулемёта AA52 или FN-MAG, 1
20-мм пушку GIAT М621.
Серийное производство продолжалось до 1990 года. Всего изготовлено
1223 вертолёта всех модификаций. Широко использовался в армиях Франции
и Великобритании. Поставлялся на экспорт в 41 страну: Австралию, Анголу,
Бурунди, Габон, Гвинею, Израиль, Ирак, Ирландию, Испанию, Камерун, Канаду,
Катар, Кипр, Китай, Кувейт, Ливан, Ливию, Марокко, ОАЭ, Руанду, Сенегал,
Сирию, США, Чад, Эквадор. Выпускался по лицензии в Египте и Югославии
(220 вертолётов). В России вертолёты, приобретённые на вторичной рынке,
используются частными лицами.
Модификации вертолёта:
-
SA-341B ("Газель" AH.Mk.1) - ударный вертолёт для ВВС Великобритании.
-
SA-341C ("Газель" HT.Mk.2) - тренировочный вертолёт для ВМС Великобритании.
-
SA-341D ("Газель" HT.Mk.3) - тренировочный вертолёт для ВВС Великобритании.
-
SA-341E ("Газель" HCC.Mk.4) - вертолёт связи для ВВС Великобритании.
-
SA-341F - вертолёт для французской армии. Отличается двигателем "Астазу IIIC".
Применялся для связи и наблюдения.
-
SA-341F/Canon - вертолёт огневой поддержки. Оснащается 20-мм пушкой M621.
-
SA-341G - гражданский вертолёт.
-
SA-341H - экспортный вариант SA-341F. Отличается составом оборудования.
-
SA-341H "Партизан" - югославский ударно-разведывательный вертолёт.
В состав вооружения входят 4 ПТУР ПУР-62 "Фаланга" (ПУР-64 "Малютка"),
2 ракеты типа "воздух-воздух" "Стрела-2". Выпускался фирмой SOKO.
-
SA-341J - гражданский вертолёт. Сертифицирован в 1976 году. Выпускался
с 1977 года.
-
SA-341M - противотанковый. Оснащался ПТУР "Хот".
-
SA-342K - модернизированный вариант SA-341F. Отличается двигателем "Астразу
XIVH" мощностью 870 э.л.с.
-
SA-342L - экспортный. Отличается двигателем "Астазу XIVM".
-
SA-342L1 - доработанный, основная модификация.
-
SA-342M - противотанковый. Отличается составом оборудования. В 1980-1983
годах для армейской авиации Франции изготовлено 128 вертолётов.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
"Астазу IIIA" |
Взлётная мощность, э.л.с. |
600 |
Диаметр несущего винта, м |
10,5 |
Габариты, м:
длина с вращающимся винтом
длина фюзеляжа
ширина
высота |
11,97
9,53
2,04
3,19 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная максимальная |
947
1800 |
Количество пассажиров, чел. |
3 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг |
500 |
Запас топлива, л |
545 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
280
220 |
Потолок, м:
статический
динамический |
2370
4300 |
Дальность полёта максимальная, км |
670 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
Литература
- Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 134.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 194-199.
- Ружицкий Е.И. Зарубежные вертолёты. - М.: АСТ, "Астрель", 2002. - С. 353-360.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника