 |
|
С-8
В 60-х годах большое распространение получили НАР семейства
С-5. Однако, совершенствование бронетехники и средств
ПВО сухопутных войск потребовали увеличения мощности боевой части и дальности
пуска ракеты. 21 августа 1965 года было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР
№648-241 о создании самолёта-штурмовика Т-58М и ракет С-8, С-24
и Х-24. Разработка ракет С-8 была поручена ОКБ-16
(позднее КБ Точмаш) под руководством А.Э.Нудельмана. В настоящее время разработку
модификаций С-8 осуществляет Новосибирский институт прикладной физики.
Усиление БЧ и установка более мощного двигателя могли быть достигнуты только
увеличением размеров и массы. Принципиальная схема и компоновка С-5 были сохранены,
но калибр увеличен до 80 мм. При этом увеличилась масса ракеты, что повлекло
за собой увеличение мощности двигателя. В 1969 году прошли заводские испытания
ракеты. Совместные государственные испытания состоялись в 1971 году. Серийное
производство организовано на заведе "Авиаагрегат" в Куйбышеве (ныне Самара).
Ракета С-8 в базовой комплектации оснащена универсальной осколочно-кумулятивной
боевой частью. Силовая установка состоит из ракетного твердотопливного
двигателя (время работы 0,69 с). Стабилизатор состоит из 6 перьев, которые
в сложенном положении укладываются между 6 соплами РДТТ и фиксируются стаканом.
При пуске стакан срывается, перья принудительно раскрываются при помощи
газового поршня (на С-8КОМ - газовой струёй), использующего пороховые газы,
отбираемые из камеры сгорания, и в открытом положении фиксируются (для повышения
точности стрельбы). Применяется с блоков Б-8, Б-8М, Б-8М1,
Б-8В7, Б-8В20А, Б8-С7.
В настоящее время многие отечественные боевые самолёты и вертолёты комплектуются
блоками НАР С-8, которые постепенно вытесняют С-5.
Модификации:
-
С-8 - базовая. Оснащена универсальной кумулятивно-осколочной БЧ.
-
С-8А - с доработанным двигателем.
-
С-8АС - начинённая 5 блоками стальных оперённых стрел (2200 шт.). Стрелы
выбрасываются вперёд вышыбным зарядом на конечном участке траектории полёта.
-
С-8Б - бетонобойная. Разработана в Новосибирском институте прикладной физики.
Оснащена проникающей БЧ. Пробивает железобетонное перекрытие толщиной до 0,8 м.
-
С-8БМ - бетонобойная модернизированная. Отличается двигателем с уменьшенным
временем работы. Разработана в Новосибирске.
-
С-8В - доработанная. Заменено топливо для лучшей совместимости с носителями.
-
С-8ВС - с доработанным двигателем (для снижения температуры струи установлена
шашка-сопроводитель).
-
С-8Д - объёмно-детонирующая. Содержит 2,15 кг компонентов жидких взрывчатых
веществ, смешивающихся и образующих аэрозольное облако. Разработана в Новосибирске.
-
С-8ДМ - модернизированная объёмно-детонирующая. Разработана в 1997 году в
Новосибирске.
-
С-8ДФ - с осколочно-фугасной БЧ, снаряжённой объёмно-детонирующей смесью
однотактного действия. Отличается стальным корпусом, более надёжным взрывателем.
Разработана в 1989-1997 годах в Новосибирске.
-
С-8КОМ - кумулятивно-осколочная. Пробивает броню толщиной до 400 мм. Отличается
двигателем с уменьшенным временем работы. Перья открываются газовой струёй.
Разработана в Новосибирске.
-
С-8Кор - корректируемая (проект).
-
С-8М - модернизированная. Отличается БЧ усиленного осколочного действия.
-
С-8О - осветительная. Разработана в Новосибирске.
-
С-8ОМ - осветительная модернизированная. Отличается двигателем с уменьшенным
временем работы. Разработана в Новосибирске.
-
С-8П - противолокационная. Предназначена для создания помех РЛС, работающим
в диапазоне длин волн 0,8-14 см. Снаряжена дипольными отражателями из метализированного
стекловолокна. Взрыватель дистанционный. При срабатывании вышибного заряда
диполи выбрасываются и образуют облако объёмом 500 м3. Разработана
в Новосибирске.
-
С-8ПМ - модернизированная противолокационная. Отличается двигателем с уменьшенным
временем работы. Разработана в Новосибирске.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения |
1570
80
- |
Стартовая масса, кг |
11,3 |
Масса боевой части, кг |
3,6 |
Круговое вероятное отклонение, м |
12 |
Дальность пуска, м:
максимальная
минимальная |
4000
1300 |
Диапазон высот применения, м |
- |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч |
600-1200 |
Литература
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 172-174.
- Марковский В.Ю. Оружие "вертушек". // Авиамастер. - 1998. - №4. - С. 46-57.
- Марковский В.Ю., Перов К. Наследники "эрэсов". // Крылья Родины. - 1994. - №№ 10, 11.
- Реклама ОАО "Авиаагрегат".
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 255-259.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 407-408.
Заказать продвижения сайта в европе продвижениесайт.рф.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|