Р-73
Управляемая ракета класса "воздух-воздух" малой дальности
Р-73 разработана в НПО "Молния" в 1982 году. Это одна из первых в мире
всеракурсных ракет малой дальности, способных поражать цели не только на
догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах. Первоначально предполагалось
сделать ракету бескрылой с чисто газодинамическим управлением. Исследования
выявили ряд недостатков такой схемы и от этой идеи отказались. Ракета
получила комбинированное аэрогазодинамическое управление. Инфракрасная
ГСН "Маяк" разрабатывалась специалистами киевского завода "Арсенал".
Принята на вооружение в 1983 году. В настоящее время ей оснащаются
все модификации истребителей МиГ-29, МиГ-31
и Су-27, палубных Су-33
и Як-141, фронтовые бомбардировщики Су-34,
штурмовики Су-25ТМ (Су-39), вертолёты Ка-50
и Ка-52.
Р-73 предназначена для перехвата и уничтожения в ближних воздушных боях
высокоманевренных пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения
и разведки противника днём и ночью, с любых направлений, в переднюю и заднюю
полусферы цели, на фоне земли и при активном радиоэлектронном противодействии
противника. Предусмотрена возможность поражения автоматических дрейфующих
аэростатов. Особенности конструкции и системы управления позволяют ракете
резко менять траекторию полёта с малыми радиусами виража и перегрузками
до 40 единиц.
Ракета Р-73 выполнена по аэродинамической схеме "утка". Корпус изготовлен
из алюминиевых сплавов. Ракета оснащена инфракрасной головкой самонаведения
повышенной чувствительности и помехозащищённости. Боевая часть стержневая.
Подрыв БЧ, в зависимости от исполнения, осуществляется лазерным или радиовзрывателем.
Отличительной особенностью конструкции ракеты является наличие газодинамических
интерцепторов, позволяющих управлять вектором тяги двигательной установки,
что придаёт ракете высокую манёвренность. В носовой части перед рулями
установлены дестабилизаторы, уменьшающие местные углы атаки и предохраняющие
рули от срывов потока и падения эффективности при резких манёврах. Система
автоматического управления, выполненная на основе микроэлектроники и оснащённая
датчиками аэродинамических углов, по объёму выполняемых операций сопоставима
с самолётной САУ. Ракета атакует цель при любом её начальном положении
в диапазоне углов целеуказания ±45° при угловых скоростях линии визирования
до 60°/с. Целеуказание головке самонаведения ракеты Р-73 может выдаваться
нашлемной системой целеуказания лётчика. Пуск ракеты осуществляется с
рельсового пускового устройства П-72.
С 1983 года доводка и модернизация Р-73 проводилась в ГосМКБ "Вымпел".
Поставлялась на экспорт в ЮАР.
Модификации:
-
Р-73 - управляемая ракета класса "воздух-воздух" малой дальности.
Принята на вооружение в 1983 году.
-
Р-73М - модернизированная. Угол целеуказания увеличен до ±60°.
-
Р-73Э - экспортная.
-
К-74МЭ - модернизированная. Отличается улучшенной манёвренностью.
Дальность пуска с передней полусферы увеличена до 40 км.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения |
2900
170
510 |
Стартовая масса, кг |
105 |
Масса боевой части, кг |
7,3 |
Перегрузха поражаемой цели |
12 |
Максимальная скорость цели, км/ч |
2500 |
Вероятность поражения цели |
0,6 |
Дальность пуска, км:
максимальная
минимальная |
20
0,3 |
Диапазон высот применения, м |
20-20000 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 267-268.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 193-202.
- Левин М.А. "Пустил и забыл" // Крылья Родины. - 1993. - №1. - С. 32-33.
- Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 10-11.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 43-44.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 446-450.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 393-394.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника