 |
|
Р-60
Разработка ракеты класса "воздух-воздух" малой дальности
Р-60 ("изделие 62") началась в 1967 году в ОКБ "Молния" под руководством
М.Р.Бисновата. Это первая в мире ракета, способная стартовать при перегрузке
носителя до 7 единиц (конструкция ракеты может выдержать 42-кратную перегрузку).
Серийное производство было организовано на Тбилисском авиазаводе.
Принята на вооружение в 1974 году. Применяется на многих боевых самолётах:
Ил-102, МиГ-21,
МиГ-23М, МиГ-25ПД,
МиГ-29, МиГ-31,
МиГ-31М, Су-15ТМ,
Су-17, Су-24,
Су-24М, Су-25,
Як-28ПМ, Як-38,
Як-141, вертолётах Ка-50,
Ми-24В, Ми-24П. Во второй половине 80-х годов
в войсковых местерских держателями для Р-60 были дооборудованы вертолёты
Ми-8ТВ.
Р-60 построена по аэродинамической схеме "утка". Для уменьшения
устойчивости и повышения эффективности рулей в носовой части установлены
дестабилизирующие пластины. Крыло снабжено роллеронами. Ракета снабжена
инфракрасной головкой самонаведения "Комар". Боевая часть осколочно-фугасная,
для подрыва которой служит неконтактный радиолокационный, оптический или
комбинированный взрыватель. Применяется с подкрыльевых пусковых устройств
АПУ-68-I, АПУ-68-II, ПД-62.
При пуске ракета разгоняется двигателем. Конечный участок траектории
проходит по инерции. При подрыве БЧ сетка из поражающих элементов (особым
образом соединённных и уложенных стержней), разворачиваясь, образует кольцо
большой насыщенности, буквально рассекающей самолёт противника. В случае
необходимости может применяться по наземным малоразмерным теплоконтрастным
целям.
Р-60 поставлялась на экспорт в 26 стран мира. В боевых условиях впервые
применена в 1982 году в Ливане. При пусках отмечались случаи, когда ракета
точно попадала в сопло двигателя самолёта.
Модификации:
-
Р-60 - базовая. Принята на вооружение в 1974 году.
-
Р-60М - модернизированная. Отличается новой ГСН, увеличенной БЧ. Может
поражать цель со всех ракурсов. Разработана в 1982 году.
-
Р-60МК - модернизированная экспортная.
-
УЗР-60 - учебно-записывающая. Оснащена регистратором.
Технические характеристики
|
Р-60 |
Р-60М |
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения |
2095
120
390 |
2140
120
390 |
Стартовая масса, кг |
43,5 |
45,0 |
Масса боевой части, кг |
3,0 |
3,5 |
Перегрузка поражаемой цели |
8 |
12 |
Максимальная скорость цели, км/ч |
2500 |
2500 |
Вероятность поражения цели |
0,5 |
0,5 |
Дальность пуска, км:
максимальная
минимальная |
10
0,5 |
7,2
0,2 |
Диапазон высот применения, м |
30-20000 |
30-20000 |
Литература
- Боечкин И. С индексом "Р" // Техника - молодёжи. - 2000. - №9. - С. 30-35.
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 265-266.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 193-202.
- Левин М.А. "Пустил и забыл" // Крылья Родины. - 1993. - №1. - С. 32-33.
- Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №9. - С. 23-25.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 25-30.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 456-457.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|