Р-33
Разработка управляемой ракеты большой дальности класса
"воздух-воздух" для перехватчика МиГ-31 началась
в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24 мая 1968 года.
Ракета предназначалась для перехвата самолётов и крылатых ракет, идущих с
превышением или принижением относительно носителя до 10 км и под прикрытием
средств РЭБ. От разработчиков требовалось обеспечить дальность пуска 120 км.
На конкурс были представлены проекты К-33 МКБ "Вымпел" и К-50 ПУПУ им.
М.Р.Бисновата. Победителем стала разработка "Вымпела".
Разработку К-33 возглавил заместитель главного конструктора В.В.Журавлёв
и ведущий конструктор Ю.К.Захаров. Работы велись в тесном взаимодействии
с ОКБ А.И.Микояна. Первоначально для ракеты была
выбрана схема "утка" и размещение на пилонах (как у Р-40).
Но позже для уменьшения лобового сопротивления было решено разместить ракеты
на фюзеляже в полуутопленном положении (4 ракеты попарно). При этом ракета
получила "нормальную" аэродинамическую схему. Такое расположение наложило
ограничение на длину ракеты, что обусловило непревычно малое удлинение корпуса.
Размах крыльев был уменьшен, а 2 верхние консоли рулей выполнены складывающимися.
Для защиты от кинетического нагрева при скорости носителя около 3М в конструкции
применены титановые сплавы. В процессе проектирования были рассмотрены
варианты ракеты с полуактивной радиолокационной, тепловой и комбинированной
тепло-радиолокационной ГСН. По техническим, тактическим и экономическим
соображениям остановились на первом варианте. В отличие от Р-40 на новой
ракете было решено применить пассивную схему теплозащиты (без подачи
хладогента с носителя), что также способствовало упрощению и удешевлению
конструкции.
Для отработки аппаратуры системы "Заслон" в 1973 году в НТК "Взлёт"
были созданы 2 летающие лаборатории на базе Ту-104.
Начиная с 1975 года с этих же летающих лабораторий производились и первые
пуски опытных образцов ракеты (с рельсовым стартом). Отработка катапультного
старта на реальных скоростях и высотах осуществлялась на летающей лаборатории
МиГ-25П-10. Первая самолётная мишень (М-17)
была сбита 26 марта 1976 года (до этого пуски осуществлялись по парашютным
мишеням ПРМ-2). Испытания проолжались до 1980 года. По результатам испытаний
в конструкцию были внесены доработки (изменены оперение, система управления,
помехозащита ГСН и др.). Серийное производство организовано в 1980 году на
Долгопрудненском машиностроительном заводе. 6 мая 1981 года ракета под
обозначением Р-33 принята на вооружение авиации ПВО в составе комплекса
МиГ-31-33.
Р-33 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крыльями малого
удлинения и 2 складывающимися рулями. Корпус состоит из 4 отсеков. В первом
расположена ГСН, контактный и радиовзрыватель. Во втором отсеке размещается
автопилот, осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполняющим механизмом
в центре. В третьем отсеке размещена силовая установка, состоящая из двухрежимного
твердотопливного ракетного двигателя с удлинённым газоводом и сопловым баком.
Вокруг газовода скомпонован четвёртый отсек с газогенераторами, турбогенератором
с блоком регулирования и рулевыми машинками, работающими на горячем газе.
Радиолокационная головка самонаведения с углами целеуказания ±60° сопряжена
с системой управления вооружением "Заслон", установленной на носителе.
Ракета применяется с подфюзеляжных катапультных установок.
Большая дальность пуска достигнута применением двухэтапного наведения.
Ракета имеет инерциальное управление на начальном участке полёта и полуактивное
самонаведение после захвата цели всеракурсной ГСН на конечном. Начальное
положение антенны в момент включения ГСН (угловое целеуказание) прогнозируется
на самолёте-носителе перед пуском ракеты. Система управления ракеты имеет
возможность обнаруживать цели на фоне земли, распознавать характер и производить
селекцию от помех. При этом пассивные помехи вообще не влияют на работу ГСН.
В процессе производства ракета постоянно модернизировалась в направлении
увеличения дальности пуска, расширения диапазона высот поражаемых целей,
наращивания мощности боевого снаряжения, повышения точности наведения,
обеспечения более высокой помехозащищённости.
Модификации:
-
Р-33 - базовая.
-
Р-33С - доработанная. Отличается активной радиолокационной ГСН. Дальность
пуска увеличена до 160 км. Применяется на МиГ-31Б, МиГ-31М.
-
Р-33Э - экспортный вариант Р-33С.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах крыльев
размах рулей |
4150
380
900
1180 |
Стартовая масса, кг |
490 |
Масса боевой части, кг |
47 |
Скорость максимальная |
4,5М |
Перегрузха поражаемой цели |
3-4 |
Максимальная скорость цели, км/ч |
3700 |
Дальность пуска, км:
максимальная в переднюю полусферу
максимальная в заднюю полусферу
минимальная |
120
40
2,5 |
Диапазон высот применения, м |
25-28000 |
Литература
- Ангельский Р. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Авиация и космонавтика. - 2003. - №3. - С. 22-24.
- Боечкин И. С индексом "Р" // Техника - молодёжи. - 2000. - №9. - С. 30-35.
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 261-262.
- Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 55-56, 80.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 193-202.
- Левин М.А. "Пустил и забыл" // Крылья Родины. - 1993. - №1. - С. 32-33.
- Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 10-11.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 35-38.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 454-456.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 392.
Бесплатная стоматология в Москве по полису
nava.ru.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника