ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Р-33

Р-33Э

Разработка управляемой ракеты большой дальности класса "воздух-воздух" для перехватчика МиГ-31 началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24 мая 1968 года. Ракета предназначалась для перехвата самолётов и крылатых ракет, идущих с превышением или принижением относительно носителя до 10 км и под прикрытием средств РЭБ. От разработчиков требовалось обеспечить дальность пуска 120 км. На конкурс были представлены проекты К-33 МКБ "Вымпел" и К-50 ПУПУ им. М.Р.Бисновата. Победителем стала разработка "Вымпела".

Разработку К-33 возглавил заместитель главного конструктора В.В.Журавлёв и ведущий конструктор Ю.К.Захаров. Работы велись в тесном взаимодействии с ОКБ А.И.Микояна. Первоначально для ракеты была выбрана схема "утка" и размещение на пилонах (как у Р-40). Но позже для уменьшения лобового сопротивления было решено разместить ракеты на фюзеляже в полуутопленном положении (4 ракеты попарно). При этом ракета получила "нормальную" аэродинамическую схему. Такое расположение наложило ограничение на длину ракеты, что обусловило непревычно малое удлинение корпуса. Размах крыльев был уменьшен, а 2 верхние консоли рулей выполнены складывающимися. Для защиты от кинетического нагрева при скорости носителя около 3М в конструкции применены титановые сплавы. В процессе проектирования были рассмотрены варианты ракеты с полуактивной радиолокационной, тепловой и комбинированной тепло-радиолокационной ГСН. По техническим, тактическим и экономическим соображениям остановились на первом варианте. В отличие от Р-40 на новой ракете было решено применить пассивную схему теплозащиты (без подачи хладогента с носителя), что также способствовало упрощению и удешевлению конструкции.

Для отработки аппаратуры системы "Заслон" в 1973 году в НТК "Взлёт" были созданы 2 летающие лаборатории на базе Ту-104. Начиная с 1975 года с этих же летающих лабораторий производились и первые пуски опытных образцов ракеты (с рельсовым стартом). Отработка катапультного старта на реальных скоростях и высотах осуществлялась на летающей лаборатории МиГ-25П-10. Первая самолётная мишень (М-17) была сбита 26 марта 1976 года (до этого пуски осуществлялись по парашютным мишеням ПРМ-2). Испытания проолжались до 1980 года. По результатам испытаний в конструкцию были внесены доработки (изменены оперение, система управления, помехозащита ГСН и др.). Серийное производство организовано в 1980 году на Долгопрудненском машиностроительном заводе. 6 мая 1981 года ракета под обозначением Р-33 принята на вооружение авиации ПВО в составе комплекса МиГ-31-33.

Р-33 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крыльями малого удлинения и 2 складывающимися рулями. Корпус состоит из 4 отсеков. В первом расположена ГСН, контактный и радиовзрыватель. Во втором отсеке размещается автопилот, осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполняющим механизмом в центре. В третьем отсеке размещена силовая установка, состоящая из двухрежимного твердотопливного ракетного двигателя с удлинённым газоводом и сопловым баком. Вокруг газовода скомпонован четвёртый отсек с газогенераторами, турбогенератором с блоком регулирования и рулевыми машинками, работающими на горячем газе. Радиолокационная головка самонаведения с углами целеуказания ±60° сопряжена с системой управления вооружением "Заслон", установленной на носителе. Ракета применяется с подфюзеляжных катапультных установок.

Большая дальность пуска достигнута применением двухэтапного наведения. Ракета имеет инерциальное управление на начальном участке полёта и полуактивное самонаведение после захвата цели всеракурсной ГСН на конечном. Начальное положение антенны в момент включения ГСН (угловое целеуказание) прогнозируется на самолёте-носителе перед пуском ракеты. Система управления ракеты имеет возможность обнаруживать цели на фоне земли, распознавать характер и производить селекцию от помех. При этом пассивные помехи вообще не влияют на работу ГСН.

В процессе производства ракета постоянно модернизировалась в направлении увеличения дальности пуска, расширения диапазона высот поражаемых целей, наращивания мощности боевого снаряжения, повышения точности наведения, обеспечения более высокой помехозащищённости.

Модификации:

  • Р-33 - базовая.
  • Р-33С - доработанная. Отличается активной радиолокационной ГСН. Дальность пуска увеличена до 160 км. Применяется на МиГ-31Б, МиГ-31М.
  • Р-33Э - экспортный вариант Р-33С.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах крыльев
размах рулей

4150
380
900
1180
Стартовая масса, кг 490
Масса боевой части, кг 47
Скорость максимальная 4,5М
Перегрузха поражаемой цели 3-4
Максимальная скорость цели, км/ч 3700
Дальность пуска, км:

максимальная в переднюю полусферу
максимальная в заднюю полусферу
минимальная

120
40
2,5
Диапазон высот применения, м 25-28000

Литература

  1. Ангельский Р. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Авиация и космонавтика. - 2003. - №3. - С. 22-24.
  2. Боечкин И. С индексом "Р" // Техника - молодёжи. - 2000. - №9. - С. 30-35.
  3. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 261-262.
  4. Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 55-56, 80.
  5. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 193-202.
  6. Левин М.А. "Пустил и забыл" // Крылья Родины. - 1993. - №1. - С. 32-33.
  7. Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 10-11.
  8. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 35-38.
  9. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 454-456.
  10. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 392.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100