БДК Александр Николаев
Разработка большого десантного корабля океанской зоны проекта
1174 началась в Невском проектно-конструкторском бюро в сентябре 1964 года.
Работы возглавил главный конструктор П.П.Милованов. Кроме Невского ПКБ в
создании корабля принимали участие и другие организации (ЦНИИ им. А.Н.Крылова,
1 ЦНИИ МО и др.). Эскизный проект был готов к октябрю 1965 года. В мае 1968
года был утверждён откорректированный технический проект. Строительство
кораблей пр.1174 было организовано на Прибалтийском судостроительном заводе
"Янтарь" (№820) в Калининграде. В июне 1978 года был сдан головной корабль
"Иван Рогов". Вторым стал "Александр Николаев"
(заводской №102). Он был заложен в марте 1976 года и вступил в строй в
конце 1982 года. Включён в состав Тихоокеанского флота.
Корабль предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное,
так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой
техникой. Корабль способен производить высадку войсковых подразделений
непосредственно на берег, плавающую технику - на воду, неплавающую - с
помощью десантно-высадочных плавсредств, а личный состав десанта с носимым
оружием - на вертолётах.
БДК "Александр Николаев" представляет собой многопалубный корабль с
полубаком и развитой кормовой надстройкой. В носовой его части имеется
танковый трюм (54x12x5 м), а в кормовой - доковая камера (75x12x10 м).
Стапель-палуба расположена на один твиндек ниже танковой палубы. Для погрузки
техники с пирса при швартовке кормой, а также для приёма в док-камеру
плавсредств и выгрузки их из неё в транце имеется лацпорт с откидным
герметическим закрытием, которое в опущенном положении служит сходней для
прохода техники. Перемещение техники по кораблю осуществляется тремя сходнями
с гидравлическими приводами (одна расположена между доковой камерой и
танковым трюмом, две другие - между верхней и танковой палубами). Носовое
высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню длиной
около 32 м (в походном положении находится под верхней палубой, выдвигается
с помощью гидравлического привода). Главная энергетическая установка включает
2 газотурбинных агрегата М8К, работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена
эшелонно в двух бортовых отсеках, а вспомогательные механизмы располагаются
между ними под стапель-палубой. Источниками электроэнергии служат 6
дизель-генераторов мощностью по 500 кВт.
При отсутствии плавсредств корабль может брать на борт либо до 50
танков, либо до 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. Личный состав
десанта размещается в нескольких кубриках и четырёхместных офицерских
каютах. Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую
камеру может быть принято 6 десантных катеров пр.1785 или пр.1176 "Акула",
либо 3 десантных катера на воздушной подушке пр.1206 "Кальмар" или пр.11770
"Серна". На корабле могут базироваться 4 транспортно-боевых вертолета
Ка-29. Для них на верхней палубе имеются 2
взлётно-посадочные площадки и ангар, размещённый в надстройке между ними.
В состав вооружения корабля входят: 1 спаренная ПУ ЗРК "Оса-М" (боекомплект
20 ЗУР), двухорудийная 76,2-мм артустановка АК-726 (боекомплект 1000 снарядов)
с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105, 4 30-мм автомата
АК-630 с 2 радиолокационными системами управления стрельбой типа МР-123
(по два на каждом борту), 1 ПУ реактивной системы залпового огня "Град-М"
(боезапас 320 ракет). В состав радиотехнического оборудования входят: РЛС
общего обнаружения МР-310А, 2 навигационные РЛС, средства радиосвязи, пассивные
системы РЭБ, средства обнаружения и уничтожения подводных диверсантов.
Корабли пр.1174 являлись универсальными кораблями. Они обладали практически
неограниченной мореходностью, были способны долгое время действовать в
удалённых от баз районах, принимать участие в операциях любого масштаба.
Аналогов в мире не имеют.
С 17 октября 1983 по 27 февраля 1984 года БДК "Александр Николаев" вместе
с ТАВКР "Новороссийск" совершил переход вокруг
Европы, Африки и Азии во Владивосток. По ходу следования были произведены
заходы в Луанду (Ангола), Викторию (о. Сокотра), Мапуту (Мозамбик) и Мадрас
(Индия). В 1997 году выведен в резерв.
Биографическая справка
Николаев Александр Андреевич (1905 - 1949) - советский военачальник,
вице-адмирал (1945). На флоте с 1927 года. Окончил школу подводного плавания
в 1929 году и Военно-политическую академию им. В.И.Ленина в 1938 году. С 1938
года военком Главного штаба ВМФ. С 1940 года и в период Великой Отечественной
войны был членом Военного совета Северного флота. После войны член Военного
совета ряда флотов. С 1947 года заместитель начальника Главного политуправления
Вооружённых Сил СССР.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение, т:
полное
стандартное без десантна
стандартное с десантом |
14060
8260
11580 |
Габариты, м:
длина
ширина
осадка |
157,0
23,8
6,7 |
Мощность ПТУ, л.с. |
2х18000 |
Скорость хода максимальная, уз. |
21 |
Дальность плавания, миль |
4000 |
Автономность по запасам, сут.:
с 500 десантниками
с 250 десантниками |
15
30 |
Количество вертолётов, шт. |
4 |
Экипаж, чел. |
250 |
Литература
- Васильев А. Большие десантные корабли типа "Иван Рогов" // Военный парад. - 1998. - Вып. январь-февраль.
- Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
Качественная
инженерная доска пола на Анфлорс
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника