ПКР Москва
Появление в ВМС США атомных подводных лодок с баллистическими
ракетами на борту выявило необходимость пополнения нашего флота противолодочными
кораблями новых типов. Для борьбы с подводными лодками противника было
решено использовать вертолёты. С 1962 года флот начал получать сторожевые
корабли типа "Комсомолец Украины" с одним вертолётом Ка-25
на борту. Но одиночное базирование не обеспечивало боевой эффективности,
достаточной для решения задачи. Необходимо было групповое базирование,
при котором можно организовать посменную работу вертолётов, обеспечивающих
поиск ПЛ в пределах полосы значительной ширины.
Первые исследования по проекту такого корабля в ЦКБ-17, институтах Госкомитета
по судостроению, ВМФ и ВВС начались в 1958 году. Непосредственным проектированием
корабля руководил главный конструктор ЦКБ-17 А.С.Савичев (в марте 1967 года
его сменил А.В.Маринич). Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ Б.Г.Чиликин.
Проектирование осуществлялось в тесном сотрудничестве с ОКБ
Н.И.Камова, ЦНИИВК, ЦНИИ-45, ЦКБ-53. Первоначально предполагалось
переоборудовать в вертолётоносцы 7 недостроенных крейсеров проекта 68-бис-ЗИФ,
но позже было принято решение разрабатывать проект с "нуля". 3 декабря 1958
года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, в котором создание корабля ПЛО
дальней зоны характеризовалось как одна их приоритетных задач отечественного
судостроения. Вскоре главком ВМФ С.Г.Горшков утвердил оперативно-техническое
задание на разработку проекта, получившего обозначение 1123. Первый вариант
проекта имел водоизмещение 4500-5000 т, ангар в центральной части корабля
на 8 вертолётов, взлётно-посадочную площадку в кормовой части с тремя
стартовыми позициями. Проведя исследования по тактике применения поисково-ударной
группы, конструкторы ЦКБ-17 пришли к выводу, что 8 вертолётов для круглосуточного
поиска недостаточно и увеличили их количество до 14. Это повлекло за собой
увеличение размерности корабля. При этом стандартное водоизмещение выросло
до 8000 т. Полётная палуба находилась на удлинённом полуюте, а ангар - под
ней. Концепция ЦКБ-17 была одобрена и новое тактико-техническое задание было
утверждено 25 января 1960 года.
Разработку эскизного проекта поручили на конкурсной основе ЦКБ-17 и ЦКБ-53
(главный конструктор А.Л.Фишер). ЦКБ-17 представило 8 вариантов компоновки
корабля. Победителем конкурса стал четвёртый вариант проекта, дальнейшую
разработку которого и поручили ЦКБ-17. В процессе работы заказчик выдвигал
новые требования и конструкторам пришлось разработать ещё 16 вариантов,
обсуждение которых вылилось в серию жарких дискуссий. В результате для
рабочего проектирования был выбран XXIII вариант. Основная часть работы
была выполнена к маю 1962 года и в июне началась передача документации
заводу-изготовителю.
Строительство головного противолодочного крейсера проекта 1123 "Москва"
(заводской №701) началось 15 декабря 1962 года на Николаевском судостроительном
заводе №444 им. И.И.Носенко (бывший №198 им. А.Марти). 14 января 1965
года корабль спущен на воду, 27 января зачислен в списки кораблей ВМФ.
В марте 1965 года началось формирование экипажа. 16 апреля 1967 года
на корабле торжественно поднят Военно-морской флаг СССР. Ходовые и государственные
испытания прошли с 21 апреля по 3 ноября. 10 января 1968 года корабль был
включён в состав 21 бригады противолодочных кораблей КЧФ (первоначально
предполагалось включить его в состав КСФ).
Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной
системе набора со шпацией 500 мм. Взлётно-посадочная площадка с 4 стартовыми
позициями размещалась в кормовой части (наиболее защищённой от заливания
волнами). Все комплексы вооружения размещались в носовой части. В центре
располагалась многоярусная надстройка, совмещённая с дымовой трубой и
башнеподобной мачтой. Надстройка выполнялась из алюминиево-магниевых
сплавов. Непотопляемость обеспечивали 16 главных водонепроницаемых
переборок, доходивших до ангарной палубы. По всей длине корпуса имелось
двойное дно, переходившее в двойной борт. Энергетическая установка состояла
из 2 ГТЗА ТВ-12 и 4 паровых котлов КВН-95/64 с наружными экономайзерами.
В целях снижения гидроакустического поля в фундвментах главных и
вспомогательных механизмов широко применялись амортизаторы (впервые на
крупном корабле). Для уменьшения теплового поля выхлопные газы охлаждались
расположенными внутри трубы электорами. Для защиты от неконтактных магнитных
мин и торпед установлено размагничивающее устройство из 4 обмоток. На борту
корабля размещалось 14 вертолётов Ка-25 (12 Ка-25ПЛ, 1 Ка-25Ц
и 1 Ка-25ПС; из них 12 в большом ангаре под полётной палубой и 2 в малом на
верхней палубе). На полётную палубу вертолёты поднимались при помощи 2
подъёмников. Вооружение корабля состояло из 2 спаренных пусковых установок
ЗРК "Шторм" (48 ракет), одной установки противолодочного ракетного комплекса
"Вихрь" (8 ракето-торпед), 2 двухствольных 57-мм артиллерийских установок
ЗИФ-72 (АК-725), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (144 глубинные бомбы РГБ-60).
Первоначально были установлены также 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата
ПТА-53-1123 (демонтированы в 1976 году). В состав радиотехнического оборудования
входили: опускаемая ГАС "Орион", буксируемая ГАС "Вега", ГАС "Хоста" для связи
со своими лодками, трёхкоординатная РЛС дальнего действия "Восход", резервная
РЛС "Ангара-А", телевизионная система "Кузнечик", визир ночноо видения "Агат".
Вся информация от радиолокационных, гидроакустических и оптических средств
поступала в боевую информационно-управляющую систему "Корень-1123" (впервые
в отечественном флоте). Также впервые установлен полный комплект средств РЭБ.
Для ремонта радиоэлектронного оборудования имелась мастерская КРМ-1123.
Крейсера проекта 1123 явились принципиально новыми кораблями отечественного
флота во всех отношениях - по конструкции, составу ракетного и радиоэлектронного
вооружения, тактике применения. Они предназначались для поиска и уничтожения
бустроходных атомных подводных лодок-ракетоносцев в дальних зонах противолодочной
обороны в составе группы кораблей во взаимодействии с авиацией ПЛО (во время
походов на борту крейсера базировалась одна эскадрилья 78 оплвп). Корабли
обладали мощными радиолокационными и гидроакустическими средствами обнаружения,
современными ракетными комплексами, самыми совершенными в мире средствами
радиоэлектронной борьбы и высоким уровнем автоматизации. По поисковой
производительности крейсера пр.1123 в несколько раз превосходили БПК пр.61.
К недостаткам можно отнести недостаточную мореходность, тесноту помещений,
пожароопасность из-за широкого применения в конструкции алюминиево-магниевых
сплавов и ненадёжной системы пожаротушения "Карат-М", слабое зенитное вооружение.
Крейсер 11 раз выходил в Средиземное море на боевую службу, дважды выходил
в Атлантический океан. Он участвовал в крупных учениях "Весна" (1969), "Броня"
(1969), "Океан" (1970). 8-13 апреля 1970 года и 26-29 апреля 1973 года крейсер
нанёс визиты в Александрию (Египет), 5-10 июня 1974 года и 12-19 апреля 1982 года
- в Риеку (Югославия), 8-13 апреля 1978 года - в Алжир, 27 сентября - 5 октября
1979 года - в Дубровник (Югославия), 12-18 июня 1982 года - в Луанду (Ангола),
25 июня - 2 июля 1982 года - в Лагос (Нигерия), 10-11 августа 1991 года - в
Варну (Болгария), 20-25 ноября 1991 года - в Тартус (Сирия). 18 ноября 1972 года
на палубу ПКР "Москва" впервые совершил посадку самолёт вертикального взлёта
Як-36М (лётчик-испытатель М.А.Дексбах). В 1973 году
корабль принимал участие в съёмках художественного фильма "Океан". В марте 1974
года ПКР "Москва", находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по
оказанию помощи вооружённым силам Египта. С 1976 года крейсер входил в состав
11 бригады 30 дивизии КЧФ. В 1982-1989 годах корабль проходил ремонт на "Севморзаводе".
Последний выход в море состоялся 26 мая 1993 года. 27 апреля 1994 года крейсер
выведен в резерв 2 категории. 22 июня 1995 года переименован в "ПКР бортовой №108"
(имя "Москва" получил ракетный крейсер "Слава" пр.1164). 7 ноября 1996 года
торжественно спущен Военно-морской флаг. 27 мая 1997 года корабль на буксире
вышел из Севастополя в Индию для разделки на металл.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение, т:
стандартное
нормальное
полное |
11920
13470
15280 |
Габариты, м:
длина наибольшая
длина по ватерлинии
ширина |
189,1
176,0
34,0 |
Осадка, м:
при нормальном водоизмещении
при полном водоизмещении |
7,5
7,7 |
Мощность ПТУ, л.с. |
2х45000 |
Скорость хода, уз.:
максимальная
экономическая |
28,5
13,5 |
Дальность плавания экономическим ходом, миль |
14900 |
Количество вертолётов, шт. |
14 |
Экипаж, чел. |
850 |
Литература
- Авианосцы СССР и России. // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.
- Балакин С.А. Противолодочный крейсер "Москва". // Морская коллекция. - 2002. - №5.
- Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995. // Морская коллекция. - 1995. - №1.
- Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев. / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 364-365.
- Линейные корабли и авианосцы. / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2000. - С. 234.
- Литинский Д.Ю. К истории создания противолодочного крейсера пр.1123. Эскизный проект. // Тайфун. - 2001. - №8.
- Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота. // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника-молодёжи", 1994. - С. 35-52.
- Морин А.Б. Противолодочные крейсера проекта 1123. // Судостроение. - 1995. - №11-12.
- Морин А.Б. Романтика двух стихий. // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
- Романов Б. Противолодочный крейсер "Москва". - М.: МАП баталистов и маринистов, 1998.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника