БДК Митрофан Москаленко
Разработка большого десантного корабля океанской зоны проекта
1174 началась в Невском проектно-конструкторском бюро в сентябре 1964 года.
Работы возглавил главный конструктор П.П.Милованов. Кроме Невского ПКБ в
создании корабля принимали участие и другие организации (ЦНИИ им. А.Н.Крылова,
1 ЦНИИ МО и др.). Эскизный проект был готов к октябрю 1965 года. В мае 1968
года был утвержден откорректированный технический проект. Строительство
кораблей пр.1174 было организовано на Прибалтийском судостроительном заводе
"Янтарь" (№820) в Калининграде. В июне 1978 года был сдан головной корабль
"Иван Рогов". За ним последовал "Александр
Николаев" (в 1982 году). Третий корабль проекта, "Митрофан Москаленко"
(заводской №103), строился по доработанному проекту. Заложен в мае 1984 года
и вступил в строй в конце 1989 года. Включён в состав Северного флота.
Военно-Морской Флаг поднят 23 сентября 1990 года.
Корабль предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное,
так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой
техникой. Корабль способен производить высадку войсковых подразделений
непосредственно на берег, плавающую технику - на воду, неплавающую - с
помощью десантно-высадочных плавсредств, а личный состав десанта с носимым
оружием - на вертолётах.
БДК "Митрофан Москаленко" представляет собой многопалубный корабль с
полубаком и развитой кормовой надстройкой. В носовой его части имеется
танковый трюм (54x12x5 м), а в кормовой - доковая камера (75x12x10 м).
Стапель-палуба расположена на один твиндек ниже танковой палубы. Для погрузки
техники с пирса при швартовке кормой, а также для приёма в док-камеру
плавсредств и выгрузки их из неё в транце имеется лацпорт с откидным
герметическим закрытием, которое в опущенном положении служит сходней для
прохода техники. Перемещение техники по кораблю осуществляется тремя
сходнями с гидравлическими приводами (одна расположена между доковой
камерой и танковым трюмом, две другие - между верхней и танковой палубами).
Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню
длиной около 32 м (в походном положении находится под верхней палубой,
выдвигается с помощью гидравлического привода). Главная энергетическая
установка включает 2 газотурбинных агрегата М8К, работающих на два гребных
винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках, а вспомогательные
механизмы располагаются между ними под стапель-палубой. Источниками
электроэнергии служат 6 дизель-генераторов мощностью по 500 кВт.
При отсутствии плавсредств корабль может брать на борт либо до 50
танков, либо до 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. Личный состав
десанта размещается в нескольких кубриках и четырёхместных офицерских
каютах. Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую
камеру может быть принято 6 десантных катеров пр.1785 или пр.1176 "Акула",
либо 3 десантных катера на воздушной подушке пр.1206 "Кальмар" или пр.11770
"Серна". На корабле могут базироваться 4 транспортно-боевых вертолета
Ка-29. Для них на верхней палубе имеются 2
взлётно-посадочные площадки и ангар, размещённый в надстройке между ними.
В состав вооружения корабля входят: 1 спаренная ПУ ЗРК "Оса-М" (боекомплект
20 ЗУР), двухорудийная 76,2-мм артустановка АК-726 (боекомплект 1000
снарядов) с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105,
4 30-мм автомата АК-630 с 2 радиолокационными системами управления стрельбой
типа МР-123 (по два на каждом борту), 1 ПУ реактивной системы залпового
огня "Град-М" (боезапас 320 ракет). В состав радиотехнического оборудования
входят: РЛС общего обнаружения МР-310А, 2 навигационные РЛС, средства
радиосвязи, пассивные системы РЭБ, средства обнаружения и уничтожения
подводных диверсантов.
Корабли пр.1174 являются универсальными кораблями. Они обладают практически
неограниченной мореходностью, способны долгое время действовать в удалённых
от баз районах, принимать участие в операциях любого масштаба. Аналогов
в мире не имеют.
БПК "Митрофан Москаленко" в 1990 году совершил переход вокруг Скандинаского
полуострова в Североморск. Он стал флагманом 37 отдельной дивизии морских
десантных сил КСФ. В начале 90-х годов корабль участвовал в перевозке
военных грузов после сокращения Балтийского флота. В 1994 году вошёл в
состав Атлантической эскадры надводных кораблей. С июня 2001 года входит
в состав Кольской флотилии разнородных сил.
Биографическая справка
Москаленко Митрофан Иванович {1896 - 1966} - советский военачальник,
генерал-полковник береговой службы (1945). В РККА с 1918 года. Окончил
Военн-морскую академию в 1935 году. Во время Гражданской войны был секретарём
партийных организаций строительных частей, военкомом военно-полевого
строительства, инженером дистанции. С 1924 года помощник военкома района
(сектора) береговой обороны Черноморского флота, военком Днепровской военной
флотилии, помощник командующего Амурской военной флотилией, 1 зам. начальника
ВМА. В 1939-1945 годах начальник управления Тыла ВМФ, в 1946 году - начальник
управления Тыла ВМС, в 1947-1949 - зам. главкома ВМС по Тылу. В 1953-1956
годах начальник Тыла ВМС (ВМФ). С 1956 года - в запасе.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение, т:
полное
стандартное без десантна
стандартное с десантом |
14060
8260
11580 |
Габариты, м:
длина
ширина
осадка |
157,0
23,8
6,7 |
Мощность ПТУ, л.с. |
2х18000 |
Скорость хода максимальная, уз. |
21 |
Дальность плавания, миль |
4000 |
Автономность по запасам, сут.:
с 500 десантниками
с 250 десантниками |
15
30 |
Количество вертолётов, шт. |
4 |
Экипаж, чел.
в том числе офицеров |
239
37 |
Литература
- Васильев А. Большие десантные корабли типа "Иван Рогов" // Военный парад. - 1998. - Вып. январь-февраль.
- Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника