 |
|
МиГ-31М
Работы по глубокой модернизации истребителя-перехватчика
МиГ-31 в ОКБ им. А.И.Микояна
начались в 1984 году. Появление самолёта МиГ-31М ("изделие 05") было обусловлено
возростанием требований к истребитеям ПВО. В новых условиях требовалась защита
направлений от групповых налётов стратегических бомбардировщиков с крылатыми
ракетами большой дальности, экскортируемых истребителями сопровождения. Кроме
того ставилась задача перехвата гиперзвуковых, трансатмосферных и космических
целей. С этой целью на самолёте было решено устоновить более совершенную
систему управления оружием "Заслон-М", способную одновременно сопровождать
до 24 целей и обеспечивать применение оружия по 8 из них. Также улучшена
аэродинамика, установлены более мощные двигатели Д-30Ф-6М.
Первый полёт состоялся 21 декабря 1985 года (лётчик-испытатель Б.А.Орлов,
штурман-испытатель Л.С.Попов). Самолёт впервые демонстрировался в Мачулищах
под Минском в марте 1992 года. В апреле 1994 года впервые в мире были проведены
испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км.
Конструкция планёра МиГ-31М аналогична базовому самолёту. Крыло самолёта
имеет наплывы увеличенной площади. Увеличены и размеры гаргрота, в котором
размещёно дополнительно 300 л топлива. Для улучшения путевой устойчивости
на концах крыла установлены аэродинамические шайбы. Силовая установка состоит
из 2 двигателей Д-30Ф-6М. Для улучшения обзора переднеее остекление кабины
выполнено сплошным. На самолёте установлена более мощная бортовая РЛС с ФАР
диаметром 1,4 м. Вместо убирающегося теплопеленгатора установлен оптико-локационный
комплекс с ИК и лазерным каналами (его оптическая головка размещена перед
козырьком кабины). Система индивидуальной защиты и РЭБ объединены в бортовой
комплекс обороны. Вооружение усилено и состоит из 6 управляемых ракет сверхбольшой
дальности Р-37, размещённых под фюзеляжем на полуутопленных
узлах подвески (по 2 в 3 ряда). На четырёх подкрыльевых узлах подвески размещены
УР средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ). Пушка отсутствует.
Изготовлено не менее 7 самолётов МиГ-31М. Поставлялся на экспорт в Чехию.
Модификации самолёта:
-
МиГ-31М ("изделие 05") - модернизированный перехватчик. Оснащён СУВ "Заслон-М".
-
МиГ-31БМ - модернизированный ударный самолёт. Состав оборудования аналогичен
МиГ-31М. Навигационный комплекс унифицирован с МиГ-29СМТ.
В состав вооружение включены ракеты "воздух-поверхность". Предполагается
переоборудование всех ранее выпущенных МиГ-31.
-
МиГ-31ФЭ - экспортный вариант МиГ-31БМ. Отличается БРЭО западного производства.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Д-30Ф-6М |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2х
2х16500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина с ПВД
высота |
13,456
22,669
5,15 |
Площадь крыла с центральной частью без наплыва, м2 |
61,6 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
-
-
52000 |
Запас топлива, л |
18600 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская
максимальная на высоте
посадочная |
1500
2500
3000
280 |
Максимальное число М |
2,83 |
Время набора высоты 10000 м, мин. |
7,9 |
Дальность полёта, км:
практическая без ПТБ
перегоночная с ПТБ |
-
- |
Практический потолок, м |
20600 |
Рубеж перехвата, км:
на сверхзвуковой скорости
на дозвуковой корости без ПТБ
на дозвуковой скорости с ПТБ
на дозвуковой скорости с одной дозаправкой |
-
-
-
- |
Продолжительность полёта, час.
без дозаправки
с одной дозаправкой |
-
- |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1200
800 |
Экипаж, чел. |
2 |
Вооружение: |
Р-37, Р-77 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 99-104.
- Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 19-20.
- Ильин В.Е. "Английская гончая" с красными звёздами. // Крылья Родины. - 1993. - № 3. - С. 1-5.
- Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 90-94.
- Ларионов А. Чемодан из гастронома. // Мир авиации. - 1999. - № 3. - С. 14-39.
- Смоляров А. Самолёты МиГ - взгляд с Запада. // Авиация и космонавтика. - 1998. - №11-12. - С. 66-69.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|