 |
|
МиГ-23УБ
Разработка учебно-боевого самолёта МиГ-23УБ на базе фронтового
истребителя МиГ-23 началась в ОКБ
А.И.Микояна в 1967 году. Первый полёт прототипа "23-51" состоялся
в мае 1969 года (лётчик-испытатель М.М.Комаров). Серийное производство
организовано на авиазаводе в Иркутске в 1970 году.
МиГ-23УБ построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана
с крылом изменяемой стреловидности. Крыло имеет три фиксированных положения:
16°, 45° и 72° по переднему лонжерону. Силовая установка состоит из одного
двухвального одноконтурного ТРДФ Р-27Ф2М-300. От базового самолёта МиГ-23С
он отличается второй кабиной на месте первого фюзеляжного топливного бака.
Органы управления были установлены в обеих кабинах, причём задняя, где
размещался инструктор, имела приоритет. В кабине инструктора имеются пульты
имитации отказов основных систем самолёта и имитации пусков ракет. Для
улучшения обзора при посадке в кабине инструктора установлен убирающийся
перископ. Вооружение состояло из ракет "воздух-воздух" Р-3С и "воздух-поверхность"
Х-23Р.
МиГ-23УБ предназначен для обучения и тренировки лётного состава по
применению радиолокационного прицельного комплекса при перехвате воздушных
целей с имитацией применения ракет. Самолёт может выполнять также отдельные
боевые задачи как самостоятельно, так и в группе истребителей МиГ-23 (перехват
целей, ведение ближнего маневренного воздушного боя, поражение наземных целей).
Серийное производство МиГ-23УБ продолжалось до 1978 года. Всего изготовлено
1020 самолётов. В настоящее время самолёты МиГ-23УБ продолжают эксплуатироваться
в лётных училищах России.
Модификации самолёта:
-
"23-51" - прототип. Изготовлен в 1969 году.
-
МиГ-23УБ - учебно-боевой самолёт. В 1970-1978 годах изготовлено 769 самолётов.
-
МиГ-23УМ - учебно-боевой на базе МиГ-23МЛ. Разработан в 1984 году. Изготовлен
251 самолёт.
-
МиГ-23УБ-99 - модернизированный.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
Р-27Ф2М-300 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
6900
9990 |
Габариты, м:
размах крыла при стреловидности 16°
длина с ПВД
высота |
13,97
17,11
4,82 |
Площадь крыла, м2:
при стреловидности 16°
при стреловидности 72° |
37,35
34,16 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
10700
15150
17970 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте
взлётная
посадочная |
1200
2500
280-290
260 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
175 |
Дальность полёта максимальная, км:
без ПТБ
с ПТБ |
1380
2250 |
Практический потолок, м |
16400 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
7 |
Длина разбега, м
пробега, м |
650
900 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 189-190.
- Ильин В.Е. МиГ-23: долгий путь к совершенству // Авиация и Время. - 2000. - №2. - С. 4-24, 36-42.
- Мороз С. МиГ-23. - М.: "Экспринт", 2005.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 26-30.
- Цветков С. 472 иап на защите неба Москвы // Мир авиации. - 1998. - №2. - С. 47-52.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|