Ми-8Т
Во второй половине 50-х годов в мире начали появляться
вертолёты второго поколения, особенность которых была замена поршневых
двигателей газотурбинными. Первым советским вертолётом второго поколения
стал тяжёлый Ми-6. Главный конструктор ОКБ-329
М.Л.Миль выступил с предложением создать вертолёты среднего и лёгкого
классов для замены поршневых Ми-4 и Ми-1. Его инициативу поддержало
Министерство гражданской авиации СССР. По его настоянию 20 февраля 1958
года СМ СССР принял постановление о разработке вертолёта В-8. Через год
проект В-8 поддержало командование ВВС. Ведущим конструктором по В-8 был
назначен Г.В.Ремезов (позже его сменил В.А.Никифоров). Общее руководство
осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов. В 1959 году
был утверждён эскизный проект и натурный макет вертолёта, после чего
началось рабочее проектирование.
Вертолёт разрабатывался одновременно в двух вариантах: пассажирском
Ми-8П и транспортном Ми-8Т. В конструкции вертолёта
был применён ряд оригинальных технических решений: крупногабаритные дюралюминиевые
штамповки, клеесварные соединения, автоматическая система регулирования
работы двигателей. По сравнению с Ми-4 новый вертолёт обладл более высокими
лётными характеристиками и вдвое большей грузоподъёмностью. Первоначально
предполагалось установить на В-8 вертолётный вариант ТВД АИ-24
с сохранением трансмиссии Ми-4. Но характеристики двигателя, особенно расход
топлива, оставляли желать лучшего. Тогда Миль предложил делать вертолёт
двухдвигательным.
Постановлением СМ СССР ряд моторостроительных КБ была поручена разработка
вертолётного двигателя мощностью 1250 л.с. Победителем в конкурсе стало
ОКБ-117 С.П.Изотова. Увеличение мощности силовой установки позволило повысить
пассажировместимость и грузоподъёмность. После постройки и утверждения макета
двухдвигательного вертолёта вышло Постановление СМ СССР от 30 мая 1960 года
о постройке параллельно с однодвигательным В-8 и двухдвигательного В-8А.
Строительство партии из 5 прототипов началось на заводе №23 в Филях
(окончательная сборка осуществлялась на заводе №329). Первый прототип В-8
с одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся
в воздух в 24 июня 1961 года (лётчик-испытатель Б.В.Земсков). 9 июля он был
впервые показан на воздушном параде в Тушино, после чего экспонировался на
ВДНХ. В декабре 1961 года начались совместные государственные испытания.
Собранный в ноябре второй прототип использовался для ресурсных испытаний.
2 августа 1962 года лётчик-испытатель Н.В.Лёшин оторвал от земли прототип
В-8А с двумя ТВД ТВ2-117 и пятилопастным винтом,
а 17 сентября состоялся его первый свободный полёт. Спустя несколько дней
он вместе с В-2 демонстрировался на Центральном
аэродроме руководителям провительст социалистических стран. В марте 1963
года В-8А поступил на совместные государственные испытания, которые проводились
в ЛИИ и ГНИКИ ВВС. Летом к нему добавился третий прототип В-8АТ.
В ноябре 1964 года государственная комиссия рекомендовала вертолёт к
производству и принятию на вооружение. Серийное производство началось в
марте 1965 года на авиазаводе №387 в Казани. Уже в конце года из сборочного
цеха вышли первые серийные образцы. К 1969 году Ми-8 полностью заменил
на сборочной линии Ми-4. В 1970 году к его производству приступил и
Улан-Удинский завод. В 1968 году Ми-8Т принят на вооружение ВВС.
Вертолёт Ми-8Т одновинтовой схемы с пятилопастным трёхшарнирным несущим
и трёхлопастным рулевым винтами. Фюзеляж имеет каркасную конструкцию. На
хвостовой балке установлен неуправляемый стабилизатор. Шасси трёхопорное,
неубирающееся, с самоориентирующейся, фиксируемой в полёте передней стойкой.
Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора. Силовая установка
состоит из 2 ТВД ТВ2-117. От двигателей к валам винтов и вспомогательных
механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-8А.
Запас топлива расположен в 3 топливных баках. Предусмотрена возможность
установки в салоне 1-2 дополнительных топливных баков по 915 л. В грузовом
салоне вдоль бортов установлены полужёсткие откидные сиденья на 24 пассажира.
Доступ в салон осуществляется через боковую сдвижную дверь размером 0,62x1,4 м.
На полу расположены швартовочные узлы и ролики полиспаста, в передней части
- электролебёдка. Для погрузки крупногабаритных грухов и техники в задней
части имеется грузовой люк с двумя створками. Над входной дверью установлена
стрела электролебёдки. Имеется система внешней подвески грузов. Управление
дублированное, с жёсткой и тросовой проводкой, с гидроусилителями.
На военных вариантах может устанавливаться 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт
в носовой подвижной установке. На сдвоенных (у более поздних модификаций
- строенных) боковых держателях могут устанавливаться блоки НАР и пулемётные
контейнеры, подвешиваться бомбы калибром 50-500 кг. Сверху держателей на
направляющих рельсах могут размещаться до 6 ПТУР. В боковых проёмах десантного
отделения могут устанавливаться пулемёты и гранатомёты.
В 1965 году Ми-8Т начал поступать в части ВВС и РВСН. Затем его получили
ВМФ, МВД, Погранвойска, различные правительственные службы. Начиная со второй
половины 60-х годов в СССР не было ни одного крупного военного мероприятия
(учения, ликвидация последствий стихийных бедствий, военные конфликты) без
участия Ми-8Т. Вертолёт широко применялся во время войны в Афганистане.
Поступал он и в подразделения Аэрофлота. В ходе эксплуатации и производства
постоянно модернизировался. В 1964-1967 годах на Ми-8 установлено 7 международных
рекордов, из них 5 - женских (экипажами Н.А.Копец и Л.Г.Исаевой). В 1968
году за создание Ми-8 группа работников МВЗ удостоена Государственной премии
СССР.
В 1962-1996 годах на заводе в Казани изготовлено около 4500 вертолётов
Ми-8 (модификаций с ТВ2-117), в Улан-Удэ - 3700. Это самый массовый вертолёт
в мире (вместе с Ми-8МТ и Ми-17 изготовлено более 11000). Половина выпущенных
вертолётов и сейчас находится в эксплуатации. Из них около 2800 поставлено
на экспорт более, чем в 40 стран мира. Среди них: Алжир, Ангола, Афганистан,
Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Индия, Ирак, Канада, Китай,
КНДР, Куба, НДРЙ, Нидерланды, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Румыния,
Сирия, Судан, США, Финляндия, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Япония.
Модификации вертолёта:
-
В-8 - первый прототип с одним двигателем АИ-24В. Первый полёт 24 июня 1961 года.
-
В-8А - второй прототип. Отличался двумя двигателями ТВ2-117, пятилопастным
несущим винтом, металлическим рулевым винтом. Первый полёт 2 августа 1962 года.
-
В-8АТ - третий прототип (в десантно-транспортном варианте). Отличался сдвижными
блистерами пилотской кабины вместо дверей, сдвижной боковой дверью грузовой
кабины. Изготовлен летом 1963 года. В 1964 году переоборудован в "салон".
Позже вновь переоборудован в транспортный. 19 апреля 1964 года экипаж В.Колошенко
установил на В-8АТ 2 мировых рекорда.
-
Ми-8 санитарный. Предназначен для перевозки 12 больных на носилках с одним
сопровождающим. В санитарный вариант могут переоборудоваться как пассажирские,
так и транспортные вертолёты.
-
Ми-8АВ (Ми-8ВСМ) - укладчик противотанковых мин. Разработан в 1975 году.
-
Ми-8АД - укладчик противопехотных мин. Разработан в 1978 году.
-
Ми-8АТ - вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
-
Ми-8АТС - сельскохозяйственный. Отличался баками-контейнерами и
распылителями химикатов. Разработан в 1975 году.
-
Ми-8БТ - буксировщик трала. В 1974 году переоборудовано 5 Ми-8Т для
разминирования Суэцкого залива.
-
Ми-8ВД - вертолёт радиационной разведки.
-
Ми-8КП - командный пункт поисково-спасательных работ. Отличается комплексом
связи "Сайгак". Разработан в 1978 году.
-
Ми-8МБ - эвакуационно-медицинский. Оснащён бортовым операционным пунктом.
Разработан в 1972 году.
-
Ми-8МТ (Ми-17) - модернизированный. Оснащён двигателями
ТВ3-117МТ, ВСУ АИ-9В. Рулевой винт установлен с левой стороны.
-
Ми-8П - пассажирский. Салон расчитан на 28 пассажиров.
-
Ми-8ПП - постановщик активных помех и радиоразведчик. Предназначен для
противодействия наземным РЛС. Нес на борту комплекс РЭБ "Поле". Разработан
в 1974 году.
-
Ми-8ППА - модернизированный постановщик помех. Разработан в 1980-1982 годах.
-
Ми-8ПС - поисково-спасательный. Разработан в 1976 году.
-
Ми-8Р (Ми-8ГР) - вертолёт ближней тактической разведки.
-
Ми-8С - скоростной винтокрыл (проект). Отличался маршевым реактивным двигателем
на центроплане. Разрабатывался в 60-х годах.
-
Ми-8С (второй с таким обозначением) - "салон" на базе Ми-8Т. Разработан
в 1969 году.
-
Ми-8СМВ - постановщик помех для защиты фронтовой авиации о ЗРК. Нёс на борту
комплекс РЭБ "Смальта-В". Разработан в 1971 году.
-
Ми-8СП - спасательный. В 1977 году переоборудовано 2 Ми-8Т.
-
Ми-8СПА - модернизированный спасательный. Предназначен для поиска космонавтов
и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.
-
Ми-8Т - серийный транспортный. Отличался круглыми иллюминаторами.
-
Ми-8Т "Макфар 11" - фертолёт для проведения аэрогеофизических работ. В 1981
году в Якутии переоборудовано 2 Ми-8Т.
-
Ми-8ТБ - экспортный вариант Ми-8ТВ. Отличался ПТУР "Малютка".
-
Ми-8ТВ - вворужённый военно-транспортный. Отличается ферменными пилонами
для подвески вооружения. Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году.
-
Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) - телевизионный разведчик-корректировщик.
-
Ми-8ТГ (второй с таким названием) - вертолёт с
двигателями ТВ2-117ТГ, работающими на сжиженном нефтяном газе. Розработан
в 1987 году.
-
Ми-8ТЛ - пожарный. Разработан в 1977 году.
-
Ми-8ТЗ - топливозаправщик для вертолётов и танков. Выпускался с 1977 года.
-
Ми-8ТП - "салон". Отличается двигателем ТВ2-117АГ. Выпускается в Улан-Удэ.
-
Ми-8ТЭЧ-24 - летающая мастерская для ремонта Ми-24.
Разработан в 1977 году.
-
Ми-8ФСх - сельскохозяйственный. Отличался двигателями ТВ2-117Ф.
-
Ми-9 (Ми-8ИВ) - воздушный командный пункт. Внешне
отличался дополнительными антеннами на хвостовой балке.
-
Ми-14 - вертолёт-амфибия.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВ2-117А |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х1500 |
Диаметр несущего винта, м |
21,288 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта
высота с вращающимся рулевым винтом |
25,24
18,168
2,5
4,38
5,65 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
5,34
2,34
1,8 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
6634
11100
12000 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:
в фюзеляже
на внешней подвеске |
4000
3000 |
Запас топлива, л:
в основных баках
в основных и 2 дополнительных баках |
1450
2870 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская |
250
225 |
Потолок, м:
статический без влияния земли
статический с влиянием земли
динамический |
850
1800
4500 |
Практическая дальность полёта, км |
480 |
Экипаж, чел. |
2-3 |
Литература
- Батуев П. Российские вертолёты под флагом ООН // Крылья Родины. - 1995. - №7. - С. 26-27.
- Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 96.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: ООО "Попурри", 1999. - С. 347-348.
- Вяткин Л. Сенсация в Ле Бурже // Техника - молодёжи. - 1983. - №11. - С. 38-39.
- Данилов В.А. Вертолёт Ми-8. - М., 1988.
- Ермолаев В. Вертолёт Ми-8 // Крылья Родины. - 1985. - №№ 1-3.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 136-138.
- Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Вертолёты Ми-8 // Авиация и Время. - 1996. - №1. - С. 15-31.
- Марковский В.Ю. Оружие "вертушек" // Авиамастер. - 1998. - №4. - С. 46-57.
- Ми-8 // Мир авиации. - 2004. - №2. - С. 54-55.
- Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 115-150.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 132-139.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 163-170.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника