 |
|
Ми-8П
20 февраля 1958 года вышло Постановление СМ СССР о разработке
вертолёта В-8 (Ми-8) с газотурбинными двигателями для замены поршневого Ми-4.
Ведущим конструктором по В-8 был назначен Г.В.Ремезов (позже его сменил
В.А.Никифоров). Общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора
В.А.Кузнецов. В 1959 году был утверждён эскизный проект и натурный макет
вертолёта, после чего началось рабочее проектирование. Вертолёт разрабатывался
одновременно в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.
В конструкции вертолёта был применён ряд оригинальных технических решений:
крупногабаритные дюралюминиевые штамповки, клеесварные соединения, автоматическая
система регулирования работы двигателей. По сравнению с Ми-4 новый вертолёт
обладл более высокими лётными характеристиками и вдвое большей грузоподъёмностью.
В соответствии с Постановлением СМ СССР от 30 мая 1960 года на заводе №23
в Филях была заложена партия из 5 прототипов В-8. Окончательная сборка
осуществлялась на заводе №329. Первый прототип с одним двигателем АИ-24В
и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961
года (лётчик-испытатель Б.В.Земсков). В декабре 1961 года он был представлен
на совместные государственные испытания. 2 августа 1962 года лётчик-испытатель
Н.В.Лёшин оторвал от земли прототип В-8А с двумя ТВ2-117
и пятилопастным винтом, а 17 сентября состоялся его первый свободный полёт.
Совместные государственные испытания В-8А начались в марте 1963 года.
Прототип пассажирского вертолёта В-8АП был изготовлен на заводе №329 к
маю 1964 года. Первоначально он был в варианте правительственного салона и
в таком виде демонстрировался руководителям государства. В сентябре он был
представлен на государственные испытания. Зимой 1964-1965 годов его переоборудовали
в пассажирский на 20 мест с гардеробом, позже - в пассажирский на 28 мест.
Его испытания в ГосНИИГА продолжались до марта 1965 года, после чего на
Казанском авиазаводе №387 началось его серийное производство под обозначением
Ми-8П. Уже в конце года из сборочного цеха вышли первые серийные образцы.
В июне 1965 года В-8АП демонстрировался а авиасалоне в Ле-Бурже, где получил
высокую оценку у зарубежных специалистов. Через несколько месяцев он также
успешно экспонировался на промышленной выставке в Копенгагене. В последствии
различные модификации Ми-8 практически ежегодно демонстрировались на различных
выставках и салонах по всему миру. К 1969 году Ми-8 полностью заменил на
сборочной линии Ми-4. В 1970 году к его производству приступил и Улан-Удинский
завод.
Вертолёт Ми-8П одновинтовой схемы с пятилопастным трёхшарнирным несущим и
рёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся
фиксируемой в полёте передней стойкой. Для защиты рулевого винта имеется
хвостовая опора. От транспортного Ми-8Т он отличается прямоугольными
иллюминаторами и отсутствием на хвостовой балке антенны доплеровского
измерителя путевой скорости и угла сноса ДИВ-1. В салоне основного варианта
Ми-8П установлены 28 мягких пассажирских кресел (существовали варианты на 20,
24 и 26 мест). Ми-8П может применяться в качестве санитарного и транспортного
(малогабаритные грузы внутри кабины, крупногабаритные - на внешней подвеске).
В 1968 году конструкция фюзеляжа в задней части подверглась доработке.
Там был расположен багажный отсек. Пассажирский салон улинился более чем на
метр. Задние створки стали меньше, в них установили заднюю входную дверь с
трапом.
В 1962-1996 годах на заводе в Казани изготовлено около 4500 вертолётов
Ми-8 с ТВ2-117, в Улан-Удэ - 3700. Это самый массовый вертолёт в мире. Половина
выпущенных вертолётов и сейчас находится в эксплуатации. Из них около 2800
поставлено на экспорт в 40 стран мира. Среди них: Алжир, Ангола, Афганистан,
Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Индия, Ирак, Канада,
Китай, КНДР, Куба, НДРЙ, Нидерланды, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша,
Румыния, Сирия, Судан, США, Финляндия, Чехословакия, Эфиопия, Югославия,
Япония. В 1964-1967 годах на Ми-8 установлено 7 международных рекордов.
В 1968 году за создание Ми-8 группа работников МВЗ удостоена Государственной
премии СССР.
Модификации вертолёта:
-
В-8 - первый прототип с одним двигателем АИ-24В. Отличался пассажирским
салоном на 18 мест. Первый полёт 24 июня 1961 года.
-
В-8А - второй прототип. Отличался двумя двигателями ТВ2-117, пятилопастным
несущим винтом, металлическим рулевым винтом. Первый полёт 2 августа 1962 года.
-
В-8АП - четвёртый прототип. Изготовлен в 1964 году в варианте правительственного
салона. В 1965 году переоборудован в пассажирский вариант.
-
Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП-4 - варианты повышенной конфортности ("салоны").
Отличаются двигателями ТВ2-117АГ. Выпускаются в Улан-Удэ.
-
Ми-8М - модернизированный с салоном на 40 пассажирских мест (проект).
Отличался удлинённым фюзеляжем и двигателями ТВ3-117.
Разравбатывался в 1964-1971 годах.
-
Ми-8ПА - с форсированными двигателями ТВ2-117Ф (1700 л.с.). Сертифицирован
в Японии в 1980 году.
-
Ми-8ПС - "салон" на 7, 9 или 11 пассажиров (соответсвтвенно Ми-8ПС-7, Ми-8ПС-9,
Ми-8ПС-11).
-
Ми-8П санитарный. Предназначен для перевозки 12 больных на носилках с одним
сопровождающим.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВ2-117А |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х1500 |
Диаметр несущего винта, м |
21,288 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта
высота с вращающимся рулевым винтом |
25,24
18,168
2,5
4,38
5,65 |
Габариты пассажирской кабины, м:
длина
ширина
высота |
6,36
2,34
1,8 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
7000
11570
12000 |
Количество пассажиров, чел. |
28 |
Запас топлива, л |
1450 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская |
250
225 |
Потолок, м:
статический без влияния земли
статический с влиянием земли
динамический |
60
1300
4200 |
Практическая дальность полёта, км |
425 |
Экипаж, чел. |
2-3 |
Литература
- Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 96.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: ООО "Попурри", 1999. - С. 344-346.
- Вяткин Л. Сенсация в Ле Бурже. // Техника - молодёжи. - 1983. - №11. - С. 38-39.
- Данилов В.А. Вертолёт Ми-8. - М., 1988.
- Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 115-150.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 132-139.
- Шунков В.Н. Боевые вертолёты. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 163-170.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|