Ми-38
В середине 80-х годов конструкторы МВЗ
им. М.Л.Миля по предложению "Аэрофлота" начали исследования многоцелевого
вертолёта для замены Ми-8. Большой объём работ был
проведён также специалистами ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, НИАТ, ГосНИИГА. Было решено
не модернизировать Ми-8, а создать полностью новый вертолёт, отвечающий
современным требованиям.
Непосредственно к проектированию вертолёта, получившего обозначение
Ми-38, приступили 1987 году в филиале КБ на Казанском вертолётном заводе.
В 1988 году генеральный конструктор М.Н.Тищенко перевёл все работы в Москву,
где их возглавил заместитель генерального конструктора А.Н.Иванов (после
смерти Иванова в 1995 году его сменил Н.И.Чалов). В 1989 году модель
вертолёта экспонировалась на аэрокосмическом салоне в Ле Бурже. Заседание
сакетной комиссии состоялось в августе 1991 года. В 1992 году на "МосАэрошоу"
был представлен полноразмерный макет Ми-38. В 1993 году на Казанском вертолётном
заводе началось изготовление 2 прототипов, но из-за финансовых затруднений
завершено только в ноябре 2003 года. На выставке МАКС-95 демонстрировался
доработанный макет вертолёта.
Для поддержки программы Ми-38 в 1990 году ММЗ начал переговоры с концерном
"Еврокоптер". В 1994 году было создано совместное предприятие "Евромиль"
(МВЗ им. М.Л.Миля, "Еврокоптер", НПО им. В.Я.Климова, Казанский вертолётный
завод), генеральным конструктором которого стал В.Д.Яблоков. В 2003 году
"Еврокоптер" вышла из состава СП, но продолжает участвовать в разрабтке
вертолёта.
Ми-38 спроектирован как вертолёт нового поколения, который должен
превосходить Ми-8 по транспортной производительности и топливной эффективности
в 2-3 раза и отличаться повышенной безопастностью. Первоначально для вертолёта
были выбраны двигатели ТВ7-117В и ВСУ ВД-100.
Позже было решено применить более совершенные двигатели ТВа-3000, но
в 1996 году государство прекратило финансирование их разработки. Тогда
на вертолёте решили установить двигатели фирмы "Прэтт-Уитни". Вертолёт
предназначен для эксплуатации в различных климатических условиях. Для этого
он будет снабжён набором сменного бортового оборудования. Ми-38 планируется
производить в транспортном, пассажирском, санитарном и разведывательном
вариантах. Изготовление первого прототипа на Казанском вертолётном заводе
завершилось в июле 2003 года. 22 декабря лётчики-испытатели В.Н.Кутанин и
А.М.Климов впервые подняли прототип в воздух.
Ми-38 выполнен по одновинтовой схеме с шестилопастным несущим и Х-образным
рулевым винтами. Лопасти винтов выполнены из композиционных материалов.
В конструкции фюзеляжа широко использованы трёхслойные панели с наружной
металлической и внутренней пластиковой обшивкой с сотовым заполнителем.
Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 турбовальных
двигателей PW-127T/S с главным редуктором ВР-38. Система управления бустерная
с трёхкратным резервированием. Погрузочно-разгрузочное оборудование включает
бортовую стрелу в проёме боковой двери и электрическую лебёдку с набором
полиспастов, съёмные роликовые дорожки на полу и грузовую рампу шириной
1,8 м с дистанционным гидравлическим управлением. В состав оборудования
входят система индикации на пяти цветных ЖК дисплеях, цифровой автопилот,
цифровую автоматизированную систему управления двигателями, систему сбора
и обработки данных о работе бортовых систем, навигационное оборудование с
доплеровским измерителем скорости, метео-навигационную РЛС, систему измерения
массы и центровки. Для контроля грузов на внешней подвеске предусмотрена
телевизионная установка. Для экспортных вариантов оборудование кабины
разрабатывает фирма "Еврокоптер".
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
ТВД-300 |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х2500 |
Диаметр несущего винта, м |
21,1 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта |
-
19,95
2,6
5,13 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
8,7
2,4
1,85 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
8300
14200
15600 |
Запас топлива, л |
3796 |
Максимальна коммерческая нагрузка, кг:
в фюзеляже
на внешней подвеске |
6000
6000 |
Число пассажиров, чел. |
32 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская |
290
275 |
Потолок, м:
статический
динамический |
2500
5200 |
Практическая дальность полёта, км |
800 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Михеев В.Р. Ми-38 в воздухе // Техника - молодёжи. - 2004. - №4. - С. 2-3.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 188-190.
В нашей фирме вы можете
купить трубу обсадную по доступным ценам. Доставка.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника