 |
|
Ми-10
Успешный опыт использования вертолётов для перевозки крупногабариных
грузов на внешней подвеске породил в конце 50-х годов идею создать специальный
вертолёт для этих целей, взяв за основу удачный тяжёлый вертолёт Ми-6.
20 февраля 1958 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ-329
М.Л.Миля создание вертолёта для транспортировки крупногабаритных грузов
массой 12 т на расстояние 250 км и массой 15 т на более короткие расстояния.
Ведущим конструктором по вертолёту Ми-10 (обозначение ОКБ В-10, заводское
"изделие 60") быз назначен М.Н.Пивоваров, но вскоре его сменил Л.Н.Бабушкин.
Общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора Н.Г.Русанович.
Для сокращения сроков разработки максимально использовали части и агрегаты
Ми-6 (силовая установка, винты, трансмиссия, схемы системы управления и
гидравлической системы). Фюзеляж был спроектирован заново. В 1959 году
началось изготовление первого прототипа. 15 июня 1960 года Ми-10 впервые
поднялся в небо (лётчик-испытатель Р.И.Капрелян). В июле 1961 года начались
испытания второго прототипа (первый сгорел на земле из-за неисправности
маслонасоса). 9 июля он был показан на воздушном параде в Тушино. Испытания
закончились в начале 1964 года, но различные доработки продолжались ещё
три года. В 1965 году вертолёт экспонировался на авиасалоне в Ле Бурже.
В 1964 году началось серийное производство (решение принято ещё в 1961)
на заводе №168 в Ростове-на-Дону. В 1968 году за создание Ми-6 и Ми-10
группе работников ОКБ во главе с М.Л.Милем присуждена Государственная премия.
Вертолёт Ми-10 построен по одновинтовой схеме с несущим пятилопастным
цельнометаллическим и четырёхлопастным деревянным рулевым винтами. Силовая
установка состоит из 2 ТВД Д-25В конструкции П.А.Соловьёва.
Шасси четырёхопорное с высокими (клиренс - 3,75 м) ферменными стойками
пирамидального типа. Между стоек шасси на гидрозахватах может устанавливаться
грузовая платформа или контейнер. Гидрозахваты имеют дистанционное управление.
В центральной части фюзеляжа расположена грузопассажирская кабина, вмещающая
28 пассажиров или груз до 3 т, который загружается через заднюю боковую
дверь при помощи стрелы-лебёдки. Внутри фюзеляжа установлена ферма с грузовой
лебёдкой ЛПГ-7 и восьмикратным полиспастом, обеспечивающим подъём/опускание
груза до 15 т на высоту 30 м. В кабине экипажа установлена телевизионная
установка с камерой под фюзеляжем, упрощающая операции "наруливания" на
груз. Между опорами шасси могла устанавливаться унифицированная грузовая
платформа размером 8,5х3,6 м с лебёдкой ЛПГ-3. Топливо располагается в
подвесных боковых основных баках. В перегоночном варианте в салоне могут
устанавливаться 2 дополнительных бака по 1250 л.
Особенностью Ми-10 было то, что для одновременного отрыва колёс шасси
от земли среднюю часть фюзеляжа вместе с осью несущего винта пришлось повернуть
на 1°30' вправо от вертикали. При этом, чтобы сохранить горизонтальное
положение кабины на земле, правые стойки шасси сделаны короче на 300 мм.
Первоначально предполагалось, что Ми-10 будет использоваться в армии
для обеспечения мобильного базирования ракетных комплексов. Существовало
несколько проектов, но до лётных испытаний был доведён только комплекс
9К74 (пусковая установка 9П116, ракета 4К95). Но со снятием ракет этого
типа с вооружения работы были прекращены. Было разработано несколько военных
модификаций вертолёта. Первые серийные Ми-10 поступили в распоряжение Ворошиловградского
ЦБП и ПЛС. Следующие стали поступать поштучно в тяжёлые вертолётные полки,
уже оснащённые Ми-6. Два Ми-10 из 181 овп использовались во время боёв
в Афганистане. В народном хозяйстве широкого применения вертолёт не нашёл
из-за необходимости оборудования всех потенциальных грузов ответными узлами
под гидрозахваты. Выполнялись только разовые задания (например, перевозка
крыльев прототипов Ту-144 и Ту-154).
В 1964 году началась разработка летающего крана Ми-10К. Ведущим конструктором
по нему был назначен А.Х.Серман. Ми-10К отличался укороченными стойками
шасси (клиренс - 1,65 м) и наличием кабины оператора крана. 6 сентября
1966 года он впервые поднялся в воздух. В 1967 года вертолёт-кран был
показан в Ле Бурже. В 1969 году МГА официально приняло машину на снабжение.
23 марта 1974 года началось его серийное производство на заводе №168.
В 1975 году все вертолёты были оборудованы системой гашения вибраций и
колебаний груза на внешней подвеске. С середины 70-х годов Ми-10К активно
использовались на различных стройках для монтажа крупогабаритных конструкций.
Первый рекорд на Ми-10 был установлен ещё в сентябре 1961 года (на
втором прототипе). В 1965 году был построен специальный рекордный образец,
на котором было установлено ещё 7 рекордов.
Всего изготовлено 55 вертолётов Ми-10 всех модификаций. В процессе
производства вертолёт постоянно дорабатывался. 1 вертолёт был продан
Голландии, которая позже перепродала его США. Американцы провели всесторонние
испытания вертолёта и дали ему высокую оценку. Вертолёты Ми-10 находились
в эксплуатации до 1989 года. Несколько Ми-10К продолжают эксплуатироваться
в гражданских авиакомпаниях России. Два Ми-10 находятся в музеях в Монино
и Торжке, один установлен в качестве памятника в Гаровке (Хабаровский край).
Модификации вертолёта:
-
Ми-10 (В-10, "изделие 60") - базовый. В 1964-1969 годах изготовлено 38
вертолётов.
-
Ми-10 - летающая лаборатория. Отличался двигателями Д-25ВФ мощностью по
6500 э.л.с. Изготовлен в 1970 году.
-
Ми-10ГР "Гребешок" - воздушный пеленгатор. Оснащался контейнером с опускаемыми
антеннами. В 1966 году переобрудован 1 серийный Ми-10.
-
Ми-10К - летающий кран. Отличаелся укороченными стойками шасси, уменьшенными
топливными баками и кабиной оператора крана. Первый полёт 6 сентября 1966
года. В 1974-1977 годах изготовлено 17 вертолётов. Ещё 2 переоборудовано
из Ми-10.
-
Ми-10ПП - постанорвщик помех. Отличался спецконтейнером СТ-9000 "Степь"
с аппаратурой и антеннами станций противодействия наземным РЛС дальнего
обнаружения, местами операторов внутри фюзеляжа. Разрабатывался в 1966-1970
годах. В 70-80-х годах на Ростовском и Конотопском АРЗ переоборудовано
20 вертолётов.
-
Ми-10Р - рекордный. Отличался облегчённой конструкцией и доработанным шасси
от Ми-6. Изготовлен в 1965 году. Первый полёт 14 января 1965 года. Экипажами
В.П.Колошенко и Г.В.Алфёрова установлено 7 мировых рекордов.
-
Ми-10РВК - носитель ракетно-вертолётного комплекса 9К74. Разработан в 1965
году. Изготовлен в 1 экземпляре.
-
Ми-10УПЛ - носитель универсальной полевой лаборатории. В 1966 году переоборудован
из второго прототипа.
Лётно-технические характеристики
|
Ми-10 |
Ми-10К |
Двигатели |
Д-25В |
Д-25В |
Взлётная мощность, э.л.с. |
2х5500 |
2х5500 |
Диаметр несущего винта, м |
35 |
35 |
Габариты, м:
длина вертолёта с вращающимися винтами
длина фюзеляжа (без рулевого винта)
ширина фюзеляжа
высота до втулки несущего винта |
41,89
32,86
2,9
7,8 |
41,89
32,86
2,9
5,7 |
Габариты грузо-пассажирской кабины, м:
длина
ширина
высота |
15,95
2,75
1,66 |
15,95
2,75
1,66 |
Масса, т:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
27,1
43,55
43,7 |
25,45
37,0
38 |
Коммерческая нагрузка, т:
нормальная
максимальная
на внешней подвеске |
12
15
8 |
3
-
11,8 |
Число пассажиров, чел. |
28 |
28 |
Запас топлива, л |
9000 |
9000 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
крейсерская |
204
180 |
256
228 |
Потолок, м:
статический без влияния земли
статический с влиянием земли
динамический |
-
-
3000 |
1000
3000
4750 |
Практическая дальность полёта, км: |
430 |
500 |
Экипаж, чел. |
3 |
3-4 |
Литература
- Величко И., Мараев Р. Колосс на стальных ногах // Авиация и Время. - 2002. - №3. - С. 4-20.
- Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 94.
- Егоров П. "Монтажники" и "грузчики" // Техника - молодёжи. - 1983. - №11. - С. 50-51.
- Журавлёв А. Вертолёт Ми-10 // Гражданская авиация. - 1986. - №6. - С. 44-45.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 139-141.
- Михеев В.Р. Летающий кран // Крылья Родины. - 1999. - №2. - С. 10-12.
- Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. - М.: "Любимая книга", 1998. - С. 87-98.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 140-141.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|