М-101
Многоцелевой самолёт М-101 разработан в ОКБ
им. В.М.Мясищева. Первоначально самолёт назывался "Комби", позже
"Нелли", затем "Гжель". Окончательное название - "Сокол". В ходе
проектирования проведён большой объём теоретических исследований.
Аэродинамическая компоновка отработана на 7 моделях. Прототип изготовлен
совместно Экспериментальным машиностроительным заводом им. В.М.Мясищева
и АО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"".
М-101 впервые поднялся в небо 31 марта 1995 года в Нижнем Новгороде.
В 1997 году началось его серийное производство на авиазаводе "Сокол".
В апреле 2001 года для производства и продажи самолёта "Каскол", "Сокол"
и ЭМЗ образовали фирму НОРС (Новые региональные самолёты). 30 декабря
2002 года на М-101Т получен сертификат типа по нормам АП-23.
М-101 представляет собой турбовинтовой низкоплан, выполненный по
нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным крылом и нормальным
оперением. Особенностью самолёта является герметичный салон на 7 пассажиров,
позволяющий совершать полёт на высотах до 8000 м. Крыло снабжено поворотными
закрылками со смещённой осью вращения (отклоняются на 45°) и элеронами.
Шасси самолёта убирающееся, трёхопорное с передней самоориентирующейся
стойкой. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет совершать всепогодные
полёты в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, в том числе
полёт по приборам с одним пилотом на борту. Предусмотрена возможность
второго управления. При этом кресло правого пилота может использоваться
как пассажирское.
В качестве силовой установки выбран чешский турбовинтовой двигатель
Вальтер M-601F (использовался на самолёте L-410).
Винт малошумный, пятилопастный, изменяемого шага V-510 чешско-американской
фирмы "Авиа-Гамильтон стандарт".
Базовая компоновка самолёта - административный вариант для перевозки
4-5 пассажиров. В задней части фюзеляжа предусмотрен багажный отсек, в
котором может монтироваться туалет. Широкая дверь позволяет конвертировать
самолёт в грузовой или санитарный (один больной на носилках с сопровождающими).
Самолёт может использоваться для мониторинга атмосферы и поверхности
земли, проведения работ по аэрофотосъемке и геологоразведке, в спасательном,
санитарном и учебно-тренировочном вариантах. Календарный срок службы -
20 лет при межремонтном ресурсе 3000 часов без ограничения числа ремонтов.
В настоящее время изготовлено 11 самолётов.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
M-601F-32 |
Взлётная мощность, л.с. |
760 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
13,0
9,975
3,72 |
Площадь крыла, м2 |
- |
Габариты кабины, м:
длина
ширина
высота |
4,56
1,32
1,26 |
Масса, кг:
пустого
взлётная максимальная |
3270 |
Масса коммерческой нагрузки, кг |
540 |
Количество пассажиров, чел. |
7 |
Запас топлива, кг |
450 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
500
430 |
Дальность полёта, км:
практическая с 7 пассажирами
максимальная с дополнительными баками |
800
2500 |
Практический потолок, м |
8000 |
Длина разбега, м
пробега (с реверсом винта), м |
350
280 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Алёшин С. Мечта Мясищева сбылась: Пассажирский самолёт "Гжель" // Крылья Родины. - 1997. - №8. - С. 13-15.
- Якубович Н.В. Многоцелеой М-101Т "Гжель" плюс... ЭМЗ имени В.М.Мясищева на МАКС-99 // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 17-18.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника