 |
|
Ла-17Р
10 июня 1950 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее
ОКБ-301 С.А.Лавочкина создание самолёта-мишени "изделие 201". Прямоточный
воздушно-реактивный двигатель РД-900 разраратывался в ОКБ-670 МАП под
руководством М.М.Бондарюка. В 1951 году были изготовлены первые опытные
образцы. В 1952 году на заводе в Оренбурге (ныне ПО "Стрела") началось
серийное производство Ла-17. С 1958 года начал выпускаться модернизированный
самолёт Ла-17М ("изделие 203") с турбореактивным двигателем РД-9К
(выработавшие ресурс РД-9Б от истребителя МиГ-19).
На его базе в 1958-1959 годах был разработан беспилотный разведчик Ла-17Р
(ТБР-1, "изделие 204"). Его испытания прошли на полигоне НИИ ВВС в
Ахтубинске. Производство освоено в 1962 году на заводе в Смоленске.
В том же году принят на воружение. После переориентации ОКБ-301 на
ракетно-космическую тематику дальнейшая разработка Ла-17 была передана
казанскому КБ СА.
Конструкция самолёта разрабатывалась исходя из принципа максимальной
простоты. Ла-17Р представляет собой свободнонесущий моноплан с прямым
центрально расположенным крылом. Стабилизаторы и киль - прямоугольные.
Фюзеляж круглого сечения, состоит из трёх сварных частей. В передней
части находился отсек для оборудования управления. Центральная часть
представляет собой бак-корпус с топливом, в торцы которого встроены
шарообразные воздушные баллоны. В хвостовом отсеке распологалось
электрооборудование, радиооборудование и автопилот АП-118 (позже АП-122).
Двигатель РД-9К расположен под фюзеляжем в подвесной мотогондоле. Под
крылом по бокам фюзеляжа могли устанавливаться 2 стартовых пороховых
ускорителя. Для обеспечения электропитания в носовой части установлен
ветродвигатель. Разведывательное оборудование состояло из фотоаппаратов
АФА-40, АФА-20, БАФ-21 или АЩФА-5М, телекамеры "Чибис", аппаратуры
радиоэлектронной разведки "Сигма".
Запуск разведчика производился с буксируемой стартовой установки
СУТР-1 (разработана на базе лафета зенитного орудия) или транспортно-пусковой
установки САТР-1 на шасси автомобиля ЗиЛ-134К. Для того, чтобы Ла-17Р
при перевозке вписывался в габариты автомобиля, крылья и оперение
выполнены складными. Старт осуществляется при помощи твердотопливных
ускорителей. Управление стартом осуществлялось из кабины автомобиля.
В полёте самолёт управлялся автопилом согласно заложенной программе.
На завершающем этапе полёта двигатель выключался. Для облегчения
визуального контроля за посадкой в процессе снижения работал пиротехнический
трассер (устанавливался на левой консоли крыла). Самолёт приземлялся
на мотогондолу, так как повторное применение не предусматривалось.
После модернизации была установлена парашютная система спасения.
Производство Ла-17Р продолжалось до 1965 года. На вооружении разведчик
официально стоял до 1970 года, но отдельные экземпляры эксплуатировались
до начала 80- годов. Последняя модификация мишени - Ла-17ММ с двигателем
Р-11К-300 (от МиГ-21) - серийно выпускалась в
Оренбурге до 1993 года. Ла-17РМ (УР-1) посталялся на экспорт в Сирию.
Копия Ла-17М выпускалась в Китае под обозначением СК-1.
Модификации самолёта:
-
Ла-17Р - беспилотный разведчик (базовый). Отличался двигателем РД-9К
(РД-9БКР).
-
Ла-17РМ - модернизированный. Отличался двигателем Р-11К-300, наличием
парашютной системы спасения. Разработан в 1965 году.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
РД-9К |
Взлётная тяга, кгс |
3300 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
диаметр фюзеляжа
высота полная
размах стабилизатора |
7,5
8,36
0,55
3,03
2,18 |
Взлётная масса, кг |
2300 |
Максимальная скорость, км/ч |
960 |
Высота полёта, м
максимальная
минимальная |
18000
100 |
Продолжительность полёта, мин.:
с работающим ТРД
общая |
35-60
90 |
Радиус действия, км |
400 |
Длина пробега, м |
100-120 |
Литература
- Василин Н.Я. Беспилотные летательные аппараты. - Мн.: "Попурри", 2003. - С. 25-29.
- Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., Петров Г.Ф. Беспилотные летательные аппараты. - СПб.: "Невский бастион", 1999. - С. 40-42.
- Чесноков А., Ерохин Е. Всего один полёт? Самолёт-мишень Ла-17 // Крылья Родины. - 1994. - №9. - С. 1-5.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|