L-39
В 1956 году авиационная сессия СЭВ определила главное
направление развития чехословацкой авиационной промышленности - создание
учебных и лёгких транспортных самолётов. В больших количествах в ЧССР выпускался
учебно-тренировочный самолёт L-29 "Дельфин". В 1963
году министерство обороны ЧССР выдало КБ, возглавляемое Я.Влчеком, технические
требования к учебно-тренировочному самолёту второго поколения.
В январе 1964 года был утверждён предварительный проект самолёта L-39M1
"Махтренер" в комлектациях A, B и C. Позже характеристики будущего самолёта
были согласованы с советским заказчиком. На самолёте предполагалось установить
один двигатель (как на самом массовом истребителе Организации Варшавского
договора МиГ-21 и перспективном МиГ-23)
с осевым компрессором и тягой около 2000 кгс. Проект такого двигателя был
разработан на заводе "Моторлёт"-Инонице, но ему предпочли советский
АИ-25 конструкции А.Г.Ивченко. Первоначально
предполагалось прменить на самолёте стреловидное крыло, но позже его
заменили прямым с концевыми топливными баками. Много времени ушло на
проработку вариантов формы и размещения воздухозаборников.
В 1965 году начались испытания модели самолёта в масштабе 1:5 в аэродинамических
трубах ЦАГИ (в ЧССР их не было). В 1967 году государственной комиссии были
представлены полномасштабные макеты кабины пилотов и передней части самолёта.
После чего на заводе "Красный Летов" началось изготовление прототипов (всего
их было 11). В начале 1968 года начались статические испытания на прототипе
L-29X-01. В январе 1968 года были собран и первый лётный прототип - L-39X-02,
но монтаж некоторых систем продолжался до конца года. 28 октября 1968 года
на аэродроме в Водоходах на нём были выполнены первые руления и пробежки.
4 ноября лётчик-испытатель Р.Духонь поднял его в небо. После ряда доработок,
выполнявшихся до конца ноября, испытания были продолжены. Позже к испытаниям
подключились и другие прототипы.
Серийное производство L-39 под названием "Альбатрос" на заводе "Аэро-Водоходы"
началось в сентябре 1971 года. В Водоходах осуществлялась лишь окончательная
сборка, а комплектующие изготавливались на заводах "Технометра", "Микро-Техна",
"Електросигнал" (Прага), "Тесла" (Братислава), "Йиглован" (Йиглава), "Мезит"
(Угорски-Градиешти). В конце 1973 года в СССР поступили первые 14 самолётов L-39C.
L-39 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с прямым низкорасположенным
крылом. Фюзеляж типа полумонокок. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой
стойкой. Кабина оборудована кондиционером и катапультными креслами VS-1
(разработаны в ЛИИИ под руководством Г.Матейчика), обеспечивающими покидание
самолёта в на любой высоте в диапазоне скоростей 150-910 км/ч. С 2006 года
на российские самолёты устанавливаются новые катапультные кресла К-93 разрабтки
НПО "Звезда". В качестве силовой установки использовался двигатель АИ-25В.
В 1974-1975 годах двигатели АИ-25В были заменены на АИ-25ТЛ. На L-59 устанавливался
более мощный DV-2 (на некоторых самолётах - F124-GA-100
тайваньской фирмы AIDC).
Самолёт L-39C стал основой обучающего комплекса, в который вошли пилотажный
тренажёр TL-39 и тренажёр для отработки навыков катапультирования NKTL
29/39. Для текущего обслуживания самолёта предназначался мобильный комплекс
автоматизированного диагностического оборудования KL-39.
На 15-й Международной машиностроительной выставке в Брно в 1973 году
самолёт удостоен золотой медали. В 1977 году он экспонировался на 32 аэрокосмическом
салоне в Ле Бурже. В 1976 году большая группа конструкторов во главе с
Я.Влчеком за создание самолёта была удостоена государственной премии Клемента
Готвальда.
L-39C использовались в лётных училищах и строевых частях СССР в различных
климатических условиях. Первым их получил 105 уап Черниговского ВВАУЛ. До 1990
года в СССР поступило 2094 самолёта L-39C. На 2005 год в России осталось
около 800 самолётов (из них только 300 в лётном состоянии). На L-39C летает
пилотажная группа "Русь".
С 1975 года самолёт начал поставляться и в другие страны: Алжир (32 L-39ZA),
Афганистан (12 L-39C), Бангладеш (8 L-39ZA), Болгарию (36 L-39ZA), Венгрию
(19 L-39ZO), Вьетнам (24 L-39C), Гвинею, ГДР (59 L-39ZO), Египет (48 L-59E),
Индонезию, Ирак (22 L-39C и 59 L-39ZO), Йемен (12), Камбоджу (5), КНДР (12 L-39C),
Кубу (30 L-39C), Ливию (181 L-39ZO), Нигерию (24 L-39ZA), Румынию (32 L-39ZA),
Сирию (55 L-39ZO и 44 L-39ZA), Таиланд (28 L-39ZA/ART), Танзанию (12 L-59T),
Тунис (12 L-39C), Уганду (3 L-39ZA), Эфиопию (20 L-39C). Несколько десятков
самолётов находилось на вооружении ВВС самой Чехословакии. К концу 1996 года
изготовлено 2904 самолёта L-39 различных модификаций.
Модификации самолёта:
-
L-39X-01 - прототип для статических испытаний. Изготовлен в 1967 году.
-
L-39X-02 - первый лётный прототип. Отличался двигателем АИ-25. Изготовлен в
1968 году. Первый полёт 4 ноября 1968 года.
-
L-39X-03 - второй лётный прототип. Первый полёт 4 апреля 1969 года.
-
L-39X-04 - прототип для наземных прочностных испытаний.
-
L-39X-05 - третий лётный прототип. Отличался формой воздухозаборников.
Первый полёт 23 сентября 1969 года. С 1976 года является экспонатом музея
авиации ЧССР в Кбели.
-
L-39X-06 - прототип с двигателем АИ-25В (в начале 1973 года земенён на АИ-25ТЛ).
Первый полёт 28 апреля 1970 года.
-
L-39X-07 - пятый лётный прототип. Отличался формой переходов от крыла к фюзеляжу,
консольными топливными баками, элеронами, рулями высоты и поворота увеличенной
площади. Первый полёт 15 декабря 1970 года. С 1973 года проходил испытания в
советском НИИ ВВС.
-
L-39X-08 - прототип L-39V.
-
L-39X-09 - прототип L-39Z. Отличался узлами подвески вооружения. Позже под
фюзеляжем установлена пушка ГШ-23. Первый полёт 25
июня 1975 года.
-
L-39X-10 - прототип L-39Z. Отличался усиленным шасси. Первый полёт 29 марта
1976 года.
-
L-39C - учебный самолёт. Поставлялся в СССР.
-
L-39MS - модернизированный. Отличался новой авионикой и двигателями DV-2.
Первый полёт 30 сентября 1986 года. В 1991-1992 годах изготовлено 5 самолётов.
- L-39MSV - буксировщик мишеней на базе L-39MS.
-
L-39S - самолёт с улучшенными характеристиками (проект). Отличался наличием
сдува пограничного слоя с верхней поверхности крыла.
-
L-39V - буксировщик мишеней. Отличался одноместной кабиной. На месте кабины
инструктора размещался барабан с тросом длиной 1700 м. Разработан в 1972 году.
Изготовлено 45 самолётов. Поставлялся в ГДР.
-
L-39Z (L-39ZO) - учебно-боевой. Отличался усиленным крылом, наличием пушки
ГШ-23 и 4 крыльевых пилонов для подвески вооружения и ПТБ (2 по 150 или 350 л).
Разработан в 1973 году. Выпускался в 1975-1985 годах.
-
L-39ZA - лёгкий штурмовик и разведчик. Отличался усиленной конструкцией
крыла и шасси.
-
L-39ZA/ART - вариант L-39ZA с БРЭО израильской фирмы Элбит. Разработан
в 1994 года для Таиланда.
-
L-59E - экспортный вариант L-39MS для Египта. Первый полёт 29 января 1993
года. Выпускается с 1992 года. Изготовлено 48 самолётов.
-
L-59T - экспортный для Танзании. В 1996 году изготовлено 12 самолётов.
-
L-139 - дальнейшее развитие L-39.
Лётно-технические характеристики (L-39C)
Двигатель |
АИ-25ТЛ |
Взлётная тяга, кгс |
1720 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
9,46
12,13
4,77 |
Площадь крыла, м2 |
18,8 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
3466
4370
4700 |
Запас топлива, кг |
980 |
Скорость максимальная на высоте 5000 м, км/ч |
750 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
22 |
Дальность полёта, км:
практическая
максимальная |
1100
1750 |
Практический потолок, м |
11500 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
8,0 |
Длина разбега, м
пробега, м |
480
600 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Вочек Я. Омнипол предлагает // Крылья Родины. - 1986. - №3. - С. 32-33.
- Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 218-221.
- Котлобовский А., Столяр М., Мараев Р. "Альбатрос" - птица пражской весны // авиация и Время. - 2005. - №6. - С. 4-34.
- Пазынич С. "Альбатрос" для СССР // М-Хобби. - 2003. - №5. - С. 20-29.
- Сойко Н. Нестареющий "Альбатрос": Об УТС L-39 // Крылья Родины. - 1998. - №11. - С. 9-17.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника