ОКБ А.И.Микояна
8 декабря 1939 года на Московском авиационном заводе №1 был образован
Опытный конструкторский отдел (ОКО). Руководителем отдела был назначен
А.И.Микоян. Здесь вместе с М.И.Гуревичем он разработал истребители МиГ-1
и МиГ-3, выпускавшиеся заводом №1 серийно. В октябре 1941 года ОКО вместе
с заводом эвакуирован в Куйбышев на площадку строящегося завода №122.
В марте 1942 года отдел вернулся в Москву, где на территории бывшего
завода №480 организован опытный завод №155. Здесь были продолжены разработки
и опытное производство истребителей МиГ. Сюда же была переведена ремонтная
база завода №30 по истребителям МиГ-3. С 1944 года началось проектирование
реактивных истребителей. Уже в марте 1945 года совершил первый полёт МиГ-13
(И-250) с комбинированной силовой установкой. 24 апреля 1946 года лётчик-испытатель
А.Н.Гринчик поднял в воздух первый отечественный истребитель с турбореактивным
двигателем И-300.
С 1947 года кроме самолётов в ОКБ разрабатываются крылатые ракеты. Для
этого ОКБ-155 передана территория завода №51. Руководителем темы был назначен
М.И.Гуревич. В феврале 1953 года работы переведены на основную территорию
и на завод №256 в Дубне, где был организован филиал ОКБ (ОКБ-2-155, позже
МКБ "Радуга").
В марте 1948 года началось серийное производство знаменитого истребителя
МиГ-15. В СССР на 9 заводах было выпущено более 13 тысяч самолётов МиГ-15.
Кроме того, он строился по лицензии в Польше и Чехословакии. В 1950 году
его сменил более совешенный МиГ-17. Он выпускался на 5 заводах в СССР,
а так же в Китае, Польше и Чехословакии. 8 июля 1952 года организован филиал
ОКБ на заводе №21 в Горьком. Его возглавил заместитель главного конструктора
П.Е.Сыровой. Филиал занимался доработками серийных самолётов.
В середине 50-х годов были разработаны сверхзвуковые истребители МиГ-19
и МиГ-21. Они тоже строились по лицензии за границей, участвовали во многих
военных конфликтах и в некоторых странах продолжают оставаться на вооружении
до сих пор.
60-е годы отмечены разработкой сверхзвукового самолёта МиГ-25 (в варианте
перехватчика и разведчика), способного лететь со скоростью 3000 км/ч (2,83М)
и фронтового истребителя третьего поколения с крылом изменяемой геометрии МиГ-23.
В 1966 году завод №155 получил наименование Московской машиностроительный
завод "Зенит". В 1971 году после смерти А.И.Микояна заводу и ОКБ присвоено
его имя. Предприятие возглавил Р.А.Беляков. Под его руководством осуществлялась
доводка МиГ-23 и МиГ-25, разработка истребителей 4 поколения МиГ-29 и МиГ-31.
С 1978 года предприятие официально именуется "Московский машиностроительный
завод им. А.И.Микояна". Оно награждено орденами Ленина (1957), Октябрьской
Револёции (1975), Трудового Красного Знамени (1982).
В начале 90 годов ММЗ им. А.И.Микояна был преобразован в Авиационный
научно-производственный комплекс "МиГ". В мае 1995 года АНПК "МиГ" вошёл
в состав образованного на базе Московского авиационно-производственного
объединения им. П.В.Дементьева МАПО "МиГ". С 1996 года МАПО "МиГ" входит
в состав ГУП "Военно-промышленный комплекс МАПО". Генеральным директором
и Генеральным конструктором АНПК "МиГ" в 1997 году был назначен М.В.Коржуев.
В начале 1999 года его сменил Н.Ф.Никитин. С 2003 года Генеральным директором
и Генеральным конструктором был В.Торянин. С сентября 2004 года РСК "МиГ"
возглавляет А.Фёдоров.
Самолёты, разработанные в ОКБ:
- 1-42 (1-44)
- МиГ-15
- МиГ-17
- МиГ-19
- МиГ-21
- МиГ-21И и МиГ-21-93
- МиГ-21Р
- МиГ-21У,УМ,УС
- МиГ-23
- МиГ-23Б и МиГ-27
- МиГ-23УБ
- МиГ-23-98
- МиГ-25
- МиГ-25ПУ и МиГ-25РУ
|
- МиГ-25Р и МиГ-25РБ
- МиГ-29
- МиГ-29К
- МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ
- МиГ-29УБ
- МиГ-31
- МиГ-31М
- МиГ-33
- МиГ-110
- МиГ-АТ
- МиГ-УТС
- Х-20
- Х-22
- Х-28
|
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника