Ка-137
Разработка беспилотного вертолёта Ка-137 началась в
ОКБ им. Н.К.Камова в 1994 году. При проектировании
был использован опыт создания вертолёта Ка-37.
Чтобы свести к минимуму моменты инерции фюзеляжу была придана сферическая
форма. Это позволило отказаться от оперения. Для сохранения центровки
при замене оборудования отсек целевого оборудования было решено разместить
в центре фюзеляжа. Эскизный проект был готов в 1995 году. В 1996 году
изготовлен натурный макет вертолёта.
Ка-137 предназначен для выполнения инженерной, радиационной, химической
и биологической разведок; доставки экстренных грузов специального назначения;
трансляции и ретрансляции информации в опасных для человека чрезвычайных
ситуациях; патрулирования протяжённых коммуникаций; наблюдения за важными
объектами в системе их охраны; пограничного, таможенного и милицейского
патрулирования; экологического мониторинга; ледовой и рыборазведки; наблюдения
в системе рыбоохраны; противопожарного патрулирования лесных массивов и
торфяников.
Ка-137 построен по соосной схеме. Фюзеляж сферической формы. Оперение
отсутствует. Винты двухлопастные, противоположного вращения. Лопасти
прямоугольные в плане, изготовлены с применение полимерных материалов.
Шасси четырёхопорное, рессорного типа. Стойки шасси изготовлены из
композиционного материала. В редуктороном отсеке расположен главный
редуктор с приводом генератора, трансмиссия, 2 топливных бака, система
управления несущими винтами, блок электронного оборудования. Силовая
установка состоит из поршневого двухтактного двигателя Хирт 2706R05.
Двигатель размещён в моторном отсеке, который изолирован от других
противопожарными перегородками. В отсеке целевого оборудования могут
устанавлмиваться телевизионные и тепловизионные камеры, РЛС, аппаратура
ретрансляции и другое оборудование. Отсек целевого оборудования закрыт
радиопрозрачным обтекателем. Система управления цифровая с использованием
элементов искусственного интеллекта. Для перевозки вертолёта служит
специальный транспортный контейнер.
Ка-137 способен перемещаться в любом направлении с использовагнием
без ограничений всего скоростного диапазона. Корпус вертолёта выполнен
рассчитан на его использование в морских условиях и защищает аппаратуру
как от воздействия коррозии, так и от электромагнитных полей корабля.
Бортовая навигационная инерциально-спутниковая система обеспечивает полёт
по сложному профилю.
Ка-137 входит в состав многоцелевого беспилотного вертолётного комплекса
МБВК-137, который может быть выполнен в трёх вариантах: грунтово-мобильном,
аэромобильном и корабельном. В состав комплекса может входить от 2 до 5
вертолётов.
Грунтово-мобильный комплекс выполнен на шасси автомобилей КамАЗ-4310.
В его состав входит передвижной пункт управления ППУ-137, транспорно-эксплуатационная
машина, автокран, сменные комплекты целевого оборудования.
Аэромобильный комплекс выполнен на базе вертолёта Ка-32.
На борту вертолёта имеется пункт управления и эксплуатации. Беспилотный
вертолёт перевозится на внешней подвеске.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
2706R05 |
Взлётная мощность, л.с. |
65 |
Диаметр несущих винтов, м |
5,3 |
Габариты, м:
длина
диаметр фюзеляжа
высота |
1,88
-
2,3 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная |
-
280 |
Масса полезной нагрузки, кг:
нормальная
максимальная |
50
80 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
175
145 |
Потолок, м:
статический
динамический |
2900
5000 |
Дальность полёта максимальная, км |
530 |
Продолжительность полёта, ч. |
4 |
Литература
- Василин Н.Я. Беспилотные летательные аппараты. - Мн.: "Попурри", 2003. - С. 20-24.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника