 |
|
Ка-126
Разработка многоцелевого вертолёта Ка-126 началась в
ОКБ им. Н.К.Камова в 1984 году. Он является дальнейшим
развитием Ка-26. Для увеличения энерговооружённости
было решено вместо поршневых двигателей применить газотурбинные. Первый
вариант проекта предполагал установку 2 ГТД в гондолах по бортам фюзеляжа.
Но позже было решено установить один ГТД ТВО-100,
разработанный в Омском моторостроительном КБ. Конструкция вертолёта была
доработана с широким использованием композиционных материалов, улучшена
аэродинамика. В 1985 году к работе подключились специалисты румынской фирмы
IAR (Intreprinderea Aeronautica Romania), где предполагалось развернуть
серийное производство. В начале 1986 года был построен натурный стенд для
отработки систем вертолёта. В 1987 году в воздух поднялся первый прототип
Ка-126. В 1988 году были изготовлены 4 предсерийных вертолёта: 1 в СССР
(первый полёт 19 октября 1988 года) и 3 в Румынии (первый полёт 31 декабря
1988 года). Серийное производство началось в 1991 году на заводе фирмы IAR
в городе Брашов. Предполагалось также производство на вертолётном заводе в
Улан-Удэ.
Ка-126 построен по по соосной схеме с двумя трёхлопастные несущими винтами
противоположного вращения. Фюзеляж выполнен в виде летающего шасси с центральным
отсеком прямоугольной формы, к которому спереди крепится кабина экипажа, а сзади
две хвостовые балки, несущие горизонтальное оперение. Вертикальное оперение
двухкилевое (форма килей изменена по сравнению с Ка-26). Для провышения путевой
устойчивости кили установлены под углом 15,5° к продольной оси. Шасси неубирающееся,
четырёхопорное. Силовая установка состоит из газотурбинного двигателя ТВО-100
с двухступенчатым планетарным главным редуктором ВР-128М, расположенных в верхней
части фюзеляжа. В систему трансмиссии включён инерциальный накопитель энергии
с 2 маховиками противоположного вращения (24800 об/мин.), обеспечивающий
возможность продолжения полёта в течение 40 с при аварии двигателя. Запас
топлива расположен в 3 топливных баках (2 передних, 1 задний). Предусмотрена
подвеска 2 ПТБ по 160 л. Кабина экипажа имеет большую площадь остекления,
оборудована системой очистки воздуха с центробежным сепаратором-нагнетателем,
создающим в кабине избыточное давление, и фильтром поглотителем. Предусмотрена
возможность установки второго комплекта управления. Система управления вертолётом
бустерная, с механической жёсткой проводкой и гидроусилителями. Лопасти несущих
винтов снабжены электрической противооблединительной системой. Подвеское
оборудование аналогично таковому для Ка-26.
Всего изготовлено 15 вертолётов Ми-126. Дальнейшим развитием конструкции
стал двухдвигательный вертолёт Ка-226.
Модификации вертолёта:
-
Ка-126 - прототип. Первый полёт в 1987 году.
-
IAR Ка-126 - серийный румынской сборки. В 1991 году изготовлено 10 вертолётов.
-
Ка-128 - с французским двигателем Турбомека "Ариэль" 1D1.
-
Ка-226 - с 2 ГТД АИ-450 или Аллисон 250-C20B. Первый полёт 4 сентября 1997 года.
Лётно-технические характеристики
|
Ка-126 |
Ка-128 |
Двигатель |
ТВО-100 |
"Ариэль" 1D1 |
Взлётная мощность, э.л.с. |
720 |
722 |
Диаметр несущих винтов, м |
13 |
13 |
Габариты, м:
длина фюзеляжа
ширина
высота |
7,75
3,224
4,15 |
7,75
3,224
4,15 |
Масса, кг:
пустого вертолёта
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
-
3000
- |
-
3000
- |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг |
1000 |
1000 |
Запас топлива, л |
630 |
630 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
190
170 |
200
190 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
8,0 |
8,0 |
Потолок, м:
статический
динамический |
1000
4650 |
1600
5670 |
Дальность полёта максимальная, км |
660 |
710 |
Максимальная продолжительность полёта, ч. |
5,3 |
5,3 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
1-2 |
Литература
- Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. - М.: "Бумеранг", "Апрель", 1994. - С. 118.
- Ружицкий Е.И. Вертолёты. - Т. 1. - М.: "Виктория", АСТ, 1997. - С. 93-95.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|