|
|
Ил-76П
Пожарный самолёт Ил-76П разработан в конце 1988 ггода
в АК им. С.В.Ильюшина в инициативном порядке на
базе транспортного самолёта Ил-76МД. Основными
задачей проектирования было содать систему, отличающуюся простотой конструкции
и возможностью переоборудования любого самолёта Ил-76 без какой-либо переделки
его конструкции. Первоначально предполагалось использовать поддоны ПГС-500
с пластиковыми мешками с водой. Но эта система представляла опасность
для людей на земле и требовала много расходных материалов. Тогда было
решено установить на самолёте выливной авиационный прибор (ВАП), состоящий
из двух резервуаров, расположенных по всей длине грузовой кабины, и
имеющий системы заправки и слива.
Проектирование ВАП было завершено в конце 1988 года. В начале 1989
года был изготовлен опытный образец и установлен на самолёт. После чего
начались лётные испытания. Первое практическое применение самолёта состоялось
летом 1990 года во время лесных пожаров в Красноярском крае. К началу
1993 года был разработан усовершенствованный ВАП-2 большего объёма. Впервые
продемонстрирован на авиасалоне в Ле Бурже в 1993 году. На выставке "Эврика-95"
в Брюсселе Ил-76П удостоен Золотой медали и диплома Международного жюри.
Ил-76П оснащён легкосъёмной системой, состоящей из 2 баков ВАП-2 (в
пожарный может быть переоборудован практически любой транспортный Ил-76).
Самолёт может принимать на борт 42 т воды или специальной огнегасящей
жидкости и сбросить её за 4 секунды с высоты 50 м. Скорость самолёта при
этом равна 280 км/ч. Заправка системы водой на земле занимает 10-12 минут.
Бак ВАП представлял собой трубу диаметром 1220 мм с толщиной стенки
14 мм (применяется в магистральных газопроводах), занимающую всю длину
грузового отсека. Каждый бак вмещал по 16000 л жидкости. Бак ВАП-2 отличается
увеличенным до 21000 л объёмом. Он изготовлен из алюминиевого сплава. Толщина
стенки составляет 5 мм. В передней части резервуара находится заливная
горловина под стандартный пожарный шланг. Для предотвращения перелива жидкости
в кабину специальные шланги перелива выведены через передние двери наружу.
В задней части резервуара имеется крышка слива, подвешенная на петлях и
запертая специальным прижимным замком. Крышки резервуаров открывают два
оператора по команде штурмана. Жидкость по желобам, установленным на рампе,
стекает к обрезу рампы и выливается наружу. Общая масса системы ВАП-2 из
двух баков с водой составляет 45 т. Для перемещения ВАП по земле предусмотрен
съёмный колёсный ход и водило. 4 человека, используя тельферы на потолке
грузовой кабины, загружают и швартуют ВАП за 1,5-2 часа.
На сегодняшний день это самый большой в мире "водяной бомбардировщик".
Самолёт Ил-76П принимал участие в ликвидации пожаров на складах боеприпасов
в Ереване и Владивостоке (оба весной 1992 года), лесных пожаров в Крыму
(лето 1993), в районе Кисловодска (осень 1993), в Австралии (1996) и
Греции (лето 1999), пожаров торфяников в Московской области (лето 2002).
В августе 1998 года сразу 3 самолёта тушили пожар на нефтеперерабатывающем
заводе в Измире (Турция).
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Д-30КП-II |
Взлётная тяга, кгс |
12000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
50,5
46,59
14,76 |
Площадь крыла, м2 |
300 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
24,5
3,45
3,4 |
Масса, т:
пустого
взлётная максимальная |
95
187 |
Запас топлива, т |
90 |
Масса огегасящей жидкости, т |
42 |
Скорость, км/ч
максимальная
крейсерская
посадочная |
850
750-800
210 |
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км |
4400 |
Практический потолок, м |
12000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1700
1000 |
Экипаж, чел. |
7 |
Литература
- Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
- Комиссаров Д.С. Ил-76: История самолёта. - М.: "Пресс-Соло", 1995.
- Новожилов Г.В. Самолёт-солдат. // Крылья Родины. - 1995. - №12. - С. 17-18.
- Таликов Н. Самолёт Ил-76 и его транспортные модификации. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №9. - С. 6-10.
- Таликов Н., Шубняков Е., Слуцкий Г. Ил-76 и другие противопожарные бомбардировщики. // Крылья Родины. - 1996. - №4. - С. 8-11.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|