Ил-24Н
Самолёт ледовой разведки Ил-24Н разработан в ОКБ-240
С.В.Ильюшина под руководством Г.В.Новожилова в конце 70-х годов на
базе пассажирского самолёта Ил-18Д. Он предназначался
для получения информации о ледовом покрове Северного Ледовитого океана с
целью обеспечения транспортного мореплавания в Арктике и замерзающих морях
умеренных широт, а также для геологического изучения территории СССР. Под
руководством В.М.Глушкова было создана мистема инструментальной ледовой
разведки "Нить". Система состояла из самолётного комплекса "Нить-К" и
комплекса "Нить-Л", размещаемого на на корабельном приёмном пункте. Первый
полёт состоялся 12 июня 1979 года.
Конструкция Ил-24Н аналогична базовому самолёту. Под передней частью
фюзеляжа установлен контейнер с фазированной антенной решёткой РЛС бокового
обзора "Игла-1" (аналогично Ил-20М). Блоки РЛС
установлены в багажном отсеке. В носовой части контейнера установлена
фотокамера. Объектив камеры направлен вниз и закрыт сдвижным люком. В
салоне оборудованы 6 рабочих мест операторов. В задней части салона
имеется комната отдыха. Для обеспечения автоматизированного самолетовождения
над безориентирной местностью самолёт оснащён навигационным комплексом
"Мальва-4". В состав оборудования входит комплекса "Ирис" с радиолокационными
станциями ближней и дальней навигации и цифровой вычислительной машиной.
Система "Нить" обеспечивает получение детального изображения ледового
покрова и земной поверхности независимо от освещённости днем и ночью в
любых метеоусловиях (в туман, при сплошной облачности и т.п.). Полученную
информацию на борту самолёта обрабатывали специалисты-гидрологи, которые
составляли карту ледовой обстановки. На карту наносились данные о толщине
льда в широкой полосе по курсу полёта, зоны торосов и другая информация,
необходимая капитанам морских судов. Оптимальной для работы аппаратуры
системы "Нить" являлась высота 6500 м. Полученная информация передавалась
на специальные корабельные приёмные пункты.
Всего было изготовлено 2 самолёта. Их эксплуатация облегчала планирование
круглогодичной навигации в Арктике. В мае 1987 года один из них (СССР-74449)
вёл ледовую разведку для атомного ледокола "Сибирь", шедшего к Северному
полюсу для эвакуации дрейфующей станции СП-27, а также на обратном пути
в Мурманск.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АИ-20М |
Взлётная мощность, э.л.с. |
4х4250 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
37,4
35,9
10,17 |
Площадь крыла, м2 |
140,9 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная |
33,76
64,0 |
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте
крейсерская |
685
610 |
Дальность полёта, км |
4300 |
Практический потолок, м |
12000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1000
800 |
Экипаж, чел.:
лётный
радиотехнический |
5
6 |
Литература
- Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
- Цветков С. Классик "золотой" эры. // Мир авиации. - 1996. - №2. - С. 50-52.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника