ГШ-23
Разработка спаренной 23-мм пушки АО-9 началась
НИИ-61 в 1955 году под руководством главного конструктора В.П.Грязева
и начальника отдела А.Г.Шипунова. Пушка разрабатывалась под патрон
АМ-23. По сути это были две пушки, объединённые
в один блок и имеющие связанный механизм автоматики. Накат одной
пушки осуществлялся за счёт энергии пороховых газов при откате второй,
что позволило отказаться от накатников и возвратных пружин и снизить
массу конструкции. Наличие двух стволов позволило увеличить их живучесть
при общем высоком темпе стрельбы (в 2 раза выше, чем у АМ-23). Для
увеличения живучести был применён безударный механизм плавного досылания
патронов в патронники. На первом опытном образце пушки была принята
движковая схема механизма подачи ленты, но она оказалась неудачной.
На втором образце уже был использован звёзчатый привод.
С 1957 года доработкой пушки занималось ОКБ-575, но заводские
испытания прошли в НИИ-61. Государственные наземные испытания завершились
в конце 1958 года. В июне 1959 года прошли лётные испытания, после
чего было принято решение о запуске пушки в серийное производство на
заводе им. Дегтярёва под обозначением ГШ-23. Первые серийные образцы
показали низкую живучесть, что потребовало провести ряд доработок
конструкции. Официально принята на вооужение в 1965 году.
Работа автоматики основана на использовании энергии пороховых
газов, которые подаются поочерёдно то от одного ствола, то от другого.
Питание пушки - ленточное (предусмотрено как левое, так и правое
питание). Подача патронов в оба ствола осуществляется общим механизмом
из одной ленты. Каждый ствол имеет свои узлы снижения патрона из
ленты в патронник, его досылания, запирания и экстракции ленты.
Механизмы одного ствола кинематически связаны с механизмами второго
с помощью рычагов-корамысел, чередуя работу узлов и подачу между
двумя блоками: запирание одного ствола приходится на отпирание
другого, выброс гильзы - на досылание патрона в соседнем. Управление
стрельбой дистанционное, электрическое постоянного тока (27 В).
Для стрельбы из пушки ГШ-23 используются 2З-мм патроны с осколочно-фугасными,
бронебойно-разрывными и бронебойно-зажигательными снарядами. Порох
патрона воспламеняется электрокапсюлем. Пушка может применяться в
подвесных контейнерах ГП-9, СППУ-22, УПК-23-250.
В настоящее время производство пушки продолжается.
Модификации:
-
ГШ-23 - базовая. Устанавливалась на Ан-2А,
Ил-76, Ка-25Ф,
Ту-22М, Ту-95МС.
-
ГШ-23В - с водяным олаждением. Устанавливается на Ми-24ВМ.
-
ГШ-23Л - с локализаторами, которые служат для направленного отвода пороховых
газов и уменьшения усилия отдачи. Длина увеличена до 1537 мм. Устанавливалась
на Ан-72П, Ил-102,
L-39Z, Ми-24ВП, МиГ-21
(начиная с модификации МиГ-21ПФМ), МиГ-23,
МиГ-23Б, Як-28.
Технические характеристики
Калибр, мм |
23 |
Масса, кг |
50,5 |
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота |
1387
165
168 |
Темп стрельбы, выст./мин. |
3000-3400 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
715 |
Боекомплект, патронов |
250 |
Литература
- Витюк А., Марковский В. Последний аргумент // История авиации. - 2003. - №2. - С. 50-54.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 163-164.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника