Бе-103
Разработка лёгкого гидросамолёта Бе-103 началась в начале
90-х годов в Таганрогском авиационном научно-техническом
комплексе им. Г.М.Бериева в инициативном порядке. Работы возглавил
главный конструктор В.Ф.Пономарёв (позже его сменил Н.А.Лавро). Целью проекта
было создать многоцелевую амфибию для использования на местных авиалиниях
и заодно отработать гидро- и аэродинамические компоновки сверхтяжёлых (до
500 т) гидросамолётов. Особенностью проекта было применение низкорасположенного,
водоизмещающего и глиссирующего крыла. Такая компоновка давала существенный
выигрыш в устойчивости движения по воде на взлётно-посадочных режимах и
в увеличении подъёмной силы крыла за счёт экранного эффекта. Первоначально
самолёт должен был иметь Т-образное оперение и трёхопорное шасси с хвостовой
стойкой. Прорабатывались одно- и двухдвигательные арианты силовоё установки
(с использованием отечественного двигателя М-17). Но в процессе проектирования
остановились на варианте с носовой стойкой шасси, цельноповоротным оперением
и 2 американскими двигателями TCM-10-360ES4.
Серьёзной проблемой в период всеобщего спада производства и нарушения
налаженных хозяйственных связей стал поиск завода для серийного производства.
Первоначально планировался авиазавод в Луховицах, но в силу ряда обстоятельств
этим планам не суждено было сбыться. В 1994 году совместно с Комсомольским-на-Амуре
авиационно-производственным объединением им. Ю.А.Гагарина и внешнеторговым
объединением "Машиноэкспорт" было создано совместное акционерное общество
"Таком-Авиа". В начале 1995 года было принято окончательное решение о строительстве
самолёта на КнААПО. В июле 1995 года на завод был передан полный комплект
чертежей и началось изготовление 4 прототипов (2 лётных и 2 для статических
исытаний). Первый лётный экземпляр был впервые показан на международной
выставке "Геленджик-96" в сентябре 1996 года. 15 июля 1997 года в Таганроге
лётчик-испытатель В.Н.Ульянов совершил на нём первый полёт. 24 апреля 1998
года лётчик-испытатель В.П.Дубенский впервые осуществил на Бе-103 взлёт
с воды. Испытания продолжались до 2001 года. 26 декабря 2001 года на Бе-103
был получен сертификат типа. Серийное производство началось в 1998 году
на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. В марте 2003 года самолёт получил
наименование "Бекас".
Бе-103 представляет собой моноплан с низкорасположенным водоизмещающим
крылом. Крыло трапециевидное в плане с корневыми наплывами. Для обеспечения
непотопляемости крыло разделено водонепроницаемыми переборками на отсеки.
Горизонтальное оперение - цельноповоротное, расположено на киле. Конструкция
лодки клёпаная, выполнена из алюминиевых сплавов с обеспечением мер антикоррозийной
защиты и из композиционных материалов. Шасси самолёта трёхопорное с носовым
колесом. Силовая установка состоит из 2 поршневых 6-цилиндровых двигателей
воздушного охлаждения. TCM-10-360ES4 с трёхлопастными реверсивными винтами
изменяемого шага, расположенных на пилонах по бокам фюзеляжа. Предусмотрена
установка роторно-поршневых двигателей ВАЗ-4262. Состав бортового оборудования
обеспечивает полёты самолёта в любое время суток и в сложных метеоусловиях.
Самолёт комплектуется спасательными жилетами для пилота и пассажиров.
На Бе-103 реализована концепция глиссирования самолёта на трёх точках:
редане лодки и задних кромках центроплана крыла, за счёт чего повышаются
мореходные характеристики машины. Самолёт может эксплуатироваться на водоёмах
глубиной более 1,5 м и размером более 600 м при высоте волны до 0,6 м,
а также с грунтовых аэродромов. Самолёт рассчитан на перевозку 4-5 пассажиров
или 385 кг груза. Кроме грузопассажирского предусмотрены варианты применения:
санитарный, экологического контроля акваторий, противопожарного контроля
лесов, сельскохозяйственный, разведывательный, а при установке вооружения
- боевой.
На 2004 год выпущено 15 самолётов. Поставляется на экспорт в Китай и США.
Бе-103 сертифицирован в Бразилии, Китае и США. Ведётся сертификация в Канаде.
Модификации самолёта
- Бе-103 - базовая. Первый полёт 15 июля 1997 года.
- Бе-103А - административный.
- Бе-103ГП - грузо-пассажирский.
- Бе-103П - пассажирский. Расчитан на перевозку 5 пассажиров.
-
Бе-103ПВ - патрульный. Отличается наличием РЛС, тепловизора, фотокамеры,
дополнительными средствами связи.
- Бе-103ПН - пожарный.
-
Бе-103С - санитарный. Может перевозить 1 больного на носилках, 2 сидячих
больных и сопровождающего.
- Бе-103СХ - сельскохозяйственный.
- Бе-103Э - самолёт экологического контроля.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
TCM-10-360-ES4 |
Взлётная мощность, л.с. |
2х210 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
12,72
10,65
3,72 |
Площадь крыла, м2 |
- |
Взлётная масса, кг |
2050 |
Коммерческая нагрузка, кг |
385 |
Скорость максимальная, км/ч |
265 |
Потолок, м |
3000 |
Дальность полёта, км:
с 5 пассажирами
максимальная без нагрузки |
600
1350 |
Длина разбега, м
пробега, м |
500
600 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
Литература
- Бе-103 в полёте. // Самолёты мира. - 1997. - № 1-2. - С. 27.
- Заболоцкий А., Сальников А.И. Лёгкий самолёт-амфибия Бе-103. // Авиация. - 2001. - №3. - С. 27.
- Заярин В.М. "Геленджик-98": разочарования и надежды. // Авиация и Время. - 1998. - №4. - С. 3, 44-45.
- Пономарёв В. Новый самолёт-амфибия. // Крылья Родины. - 1997. - №8. - С. 17.
- Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 99-101.
https://bestclock63.ru Оригинальные настенные часы самара.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника