 |
|
Авиатика-890
Разработка сверхлёгкого самолёта МАИ-89 началась в
КБ экспериментального самолётостроения МАИ под руководством К.Жидовецкого
в 1987 году. Он должен был сочетать в себе качества ультралайтов и
лёгких самолётов традиционной конструкции. Предназначался для тренировочных
полётов, авиатуризма, патрулирования, аэрофотосъёмки, геовидеомониторинга
земной поверхности и т.д. Первый полёт прототипа состоялся в 1989 году
в Жуковском (лётчик-испытатель Л.Лобас). В 1991 году началось его серийное
производство на авиазаводе МАПО им. П.В.Дементьева под обозначением
"Авиатика-890". В декабре 1999 года получен сертификат типа.
"Авиатика-890" построен по аэродинамической схеме биплана. Конструкция
цельнометаллическая (алюминиевые и титановые сплавы, легированная сталь).
Фюзеляж имеет балочную конструкцию из труб. Крылья однолонжеронные,
имеют штампованные нервюры и полотняную обшивку. Нижнее крыло снабжено
элеронами. Кабина закрытая с остеклением из оргстекла и двумя дверями.
Спереди кабина замыкается носовым обтекателем из стеклопластика. Сзади
кабина зашита стеклопластиковым экраном со звукоизоляцией (часть самолётов
изготавливается без задней стенки). Шасси неубирающееся, трёхопорное
с носовой стойкой. Основные стойки шасси рессорного типа. Все колёса
имеют пневматики одного размера. Предусмотрена установка лыжного или
поплавкового шасси. Силовая установка состоит из поршневого двухтактного
двухцилиндрового двигателя воздушного охлаждения Ротакс-503UL с двухлопастным
толкающим воздушным винтом ВВ-89А-2. Может устанавливаться двухтактный
двухцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Ротакс-582UL или
четырёхтактный четёрхцилиндровый Ротакс-912ULS с винтом ВВ-98E-11.
Запас топлива размещён в 2 топливных баках ёмкостью по 25 л, установленных
в консолях верхнего крыла. Предусмотрена подвеска ПТБ на 55 л. На самолёте
пpедусмотpена возможность пpименения паpашютной системы спасения с
баллистическим вводом.
Самолёт отличает простота конструкции, компактность, мобильность,
высокая экономичность эксплуатации. Благодаря простоте пилотирования
доступен даже начинающим пилотам. В августе 1990 года на "Авиатике-890"
М.Марковым установлен мировой рекорд скороподъёмности на высоту 3000 м.
Самолёт участвовал в чемпионатах по СЛА в Венгрии, Италии, ФРГ.
К 2003 году уже изготовлено более 400 самолётов "Авиатика-890" всех
модификаций. Самолёт сертифицирован во Франции и ЮАР. Поставлялся на
экспорт в Болгарию, Бразилию, Великобританию, Венгрию, Малайзию,
Филиппины, ЮАР.
Модификации самолёта:
-
МАИ-89 - прототип.
-
"Авиатика-890" - серийный.
-
"Авиатика-890А" - автожир.
-
"Авиатика-890СХ" - сельскохозяйственный. Отличается двигателем Ротакс-912ULS,
закрытой кабиной, распылителем ядохимикатов, увеличенным до 100 л запасом
топлива. Сертифицирован в 2002 году.
-
"Авиатика-890У" - учебный. Отличается двухместной кабиной. Выпускается с
1992 года.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
Ротакс-503UL |
Взлётная мощность, л.с. |
50 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
8,11
5,32
2,25 |
Площадь крыла, м2 |
14,29 |
Масса, кг:
пустого
взлётная максимальная |
226
350 |
Запас топлива, кг |
37 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг |
100 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
взлётная
посадочная |
115
90-110
60-65
60-65 |
Скороподъёмность, м/с |
3,5 |
Эксплуатационные перегрузки:
положительная
отрицательная |
5
2,5 |
Практический потолок, м |
3500 |
Практическая дальность полёта, км |
250 |
Продолжительность полёта, ч. |
2,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
90
85 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
Литература
- Андрюшков А. Пока - только "Авиатика" // Крылья Родины. - 1992. - №9. - С. 23.
- Берне Л.П. Как делают "Авиатику" // Крылья Родины. - 1992. - №6. - С. 19-21.
- Болотин А. "Авиатика" МАИ-890: богатая родословная // Крылья Родины. - 1992. - №5. - С. 25-26.
- Жидовецкий К. Облик конверсии: "МАИ-89" // Крылья Родины. - 1991. - №12. - С. 1-3.
- Матвиенко А., Макаров Ю. Летательные аппараты МАИ // Техника - молодёжи. - 2006. - №2. - С. 14-16.
- Two-seater Multi-purpose Airplane "Aviatika-MAI-890U" // Крылья Родины. - 1992. - №11.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|