Ан-3
Идея установки на Ан-2 турбовинтового
двигателя возникла ещё в 50-х годах, но начать работу не позволяло
отсутствие подходящего двигателя. В 60-х годах появился двигатель
ГТД-10 (ТВД-10), разработанный в Омском МКБ под руководством В.А.Глушенкова,
и было решено использовать его для модернизации самолёта. В июне 1967
года был представлен проект Ан-3 с более мощным двигателем ТВД-10А.
Но вскоре из-за сокращения численности Омского МКБ работы по двигателю
были приостановлены и Ан-3 остался без двигателя.
В 1971 году был разработан проект Ан-3 с двигателем ТВ2-117С,
установленным под кабиной экипажа, крылом увеличенного размаха, шасси
с носовой стойкой, с системой кондиционирования, более производительных
сельхозоборудованием, новым БРЭО. Проект принял участие в конкурсе
(его конкурентами были сельскохозяйственный вариант Ан-14М,
польский М-14 и И-711 КБ Арсеньевского завода), но по ряду причин этот
реализован не был. Затем был прдложен вариант Ан-3 с 2 двигателями
ТВД-850, расположенными в носовой части и вращавшими воздушный винт
через общий редуктор. Но двигатель в серию запущен не был и проект
так же не реализован.
В 1974 году МГА дало дабро на разработку варианта Ан-2 с двигателем
ТВД-10Б, производство которого планировалось развернуть в Польше.
В июне 1975 года ОКБ был выделен Ан-2 СССР-26700 для переделки в
Ан-3. Работы по самолёту возобновились, но вскоре для Ил-86
потребовалась ВСУ, которую создали на базе ТВД-10 и запустили в
производство на Омском моторостроительно заводе, а работу по самолётному
двигателю снова забросили.
В 1978 году, благодаря настойчивости О.К.Антонова, работы над
двигателем в Омске возобновились. Новый вариант получил обозначение
ТВД-20. Омскому была оказана материальная
помощь, которая помогла построить опытный образец двигателя. В 1979
году был проект самолёта был доработан под ТВД-20. В декабре выделенный
Ан-2 прошёл программу лётных испытаний в Туркмении, после чего вернулся
в ОКБ. К февралю 1980 года было завершено его переоборудование в Ан-3,
которое было выполнено на лётно-испытательной базе в Гостомеле. 13
мая 1980 года лётчики-испытатели С.А.Горбик и П.Д.Игнатенко впервые
подняли прототип Ан-3 в воздух. В 1981 году начались заводские испытания.
Испытания завершились успешно, но опять возникли трудности с организацией
производства двигателя. Госиспытания начались только в 1986 году.
К 1991 году был проведён весь комплекс испытаний, но начавшийся
развал экономики и страны не позволил запустить самолёт в производство.
Летом 1997 года в АНТК им. О.К.Антонова
было принято решение возродить проект Ан-3. Работы возглавил заместитель
генерального конструктора Г.Г.Онгирский. К этому времени спрос на
сельскохозяйственный вариант упал, но сохранился на транспортный.
Поэтому приоритет был отдан модификации Ан-3Т. Самолёт был доработан
в соответствии с современными требованиями. Силовая установка была
отделена от кабины титановой противопожарной перегородкой. За кабиной
пилотов в фюзеляж была сделана вставка с входной дверью по левому борту.
На правом борту появился аварийный люк. Была усилена верхняя панель
центроплана, доработан стабилизатор, вместо тросовой проводки управления
установили жёсткие тяги, обновлён состав БРЭО. К началу 1998 года на
Омском ПО "Полёт" был построен первый Ан-3Т (RA-62523). 17 февраля
1998 года экипаж С.М.Цивака впервые поднял его небо. Вскоре начались
испытатательные полёты и Ан-3СХ в Киеве. 30 августа 2000 года на Ан-3Т
получен сертификат типа (СТ 191-Ан-3Т). Первый серийный Ан-3Т 21
ноября 2000 года передан авиакомпании "Заполярье".
Ан-3 построен по аэродинамической схеме расчалочного биплана. Фюзеляж
цельнометаллический (Д-16Т, Д-16АТ) полумонокок балочно-стрингерного типа.
Крылья прямые, двухлонжеронные, образованы двояковыпуклым несимметричным
профилем Р-II-ЦАГИ. Обшивка крыльев выполнена из полиэфирной ткани.
Коробка крыльев одностоечная с I-образными стойками. Верхнее крыло
снабжено автоматическими предкрылками по всему размаху, щелевыми
нависающими закрылками и элерон-закрылками. На нижнем крыле установлены
только щелевые закрылки. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым
колесом. В зимнее время предусмотрена установка лыж с обогреваемыми
полозами. Силовая установка состоит из турбовинтового двигателя ТВД-20
с трёхлопастным реверсивным винтом АВ-17. Запас топлива размещён в 6
крыльевых баках (в верхнем крыле). В левом борту установлена грузовая
дверь размером 1,46x1,53 м, а в ней - пассажирская размером 0,81x1,42
м. Кабина пилотов оснащена системами обогрева и вентиляции. Фонарь
кабины лётчиков выполнен выпуклым с боков для обзора назад и вниз.
В сельскохозяйственном варианте предусмотрено применение навесного
широкозахватного сельхозоборудования и аппаратуры ультрамалообъёмного
распыления. По желанию заказчика на самолёте могут устанавливаться:
навигационная спутниковая система СН-3301, аварийный маяк АРМ-406
системы "КОСПАС-SARSAT", приборы контроля и управления двигателя,
приборные доски, отвечающие нормам лётной годности, высокоточный
радиовысотомер А-037, бортовой регистратор БУР-4-1-02, современное
радиосвязное оборудование.
В результате модернизации масса коммерческой нагрузки возросла в
1,2 раза, скорость - в 1,3 раза, скороподъёмность - в 1,8 раз, снизился
уровень шума в кабине. Производительность самолёта возросла в 1,5
раза при снижении расходов на топливо и масло в 2 раза.
В декабре 1985 года на Ан-3 установлены 6 международных авиационных
рекордов высоты полёта и грузоподъёмности.
К лету 2005 года в Омске изготовлено 20 самолётов Ан-3 (переоборудовано
из Ан-2). Они эксплуатируются 7 авиакомпаниями России.
Модификации самолёта:
-
Ан-3СХ (03.02) - сельскохозяйственный. Отличается одноместной кабиной,
баком для химикатов на 2200 л. Первый полёт 13 мая 1980 года.
-
Ан-3Т (03.01) - транспортный. Предназначен для перевозки 1800 кг груза
и 4 пассажиров. Первый полёт 19 февраля 1998 года.
-
Ан-3Т-07 (03.07) - транспортно-пассажирский. Отличается тепло- и
звукоизоляцией, облицовкой салона декоративными панелями, 9 откидными
креслами для пассажиров.
-
Ан-3Т-08 (03.08) - лесопатрульный. Выпускается с 2002 года.
-
Ан-3Т-10 (03.10) - десантный. Предназначен для высадки 12 парашютистов.
-
Ан-3ТБК (03.03) - бизнес-класса ("салон"). Отличается прямоугольными
окнами с двойными стёклами, наличием багажника, гардероба и туалета.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
ТВД-20 |
Взлётная мощность, э.л.с. |
1375 |
Габариты, м:
размах верхнего крыла
размах нижнего крыла
длина
высота |
18,176
14,200
13,965
4,930 |
Площадь крыльев, м2:
верхнего
нижнего
общая |
43,55
27,96
71,51 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
4,21
1,65
1,85 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
3615
5650
5800 |
Запас топлива, кг |
1271 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг |
1800 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
при авиахимических работах
посадочная
сваливания |
255
230
150-170
110
60 |
Скороподъёмность у земли, м/с |
5 |
Практический потолок, м |
3900 |
Дальность полёта, км:
с коммерческой нагрузкой 1500 кг
перегоночная на высоте 1000 м
перегоночная на высоте 2000 м |
770
1140
1230 |
Длина разбега, м
пробега, м |
140
95-105 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
Литература
- Бипланы, трипланы, гидросамолёты / Пер. с англ. Т.Горошковой. - М.: АСТ, 2001. - С. 50.
- Заярин В. Турбовинтовой наследник Ан-2 // Авиация и Время. - 2004. - №4. - С. 4-13.
- Удалов В. Возрождение Ан-3 // Крылья Родины. - 2000. - №9. - С. 17.
- Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 23-27.
Огнестойкие
звукоизоляционные двери.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника