|
|
Ан-22
В середине 50-х годов возникла потребность в транспортном
самолёте, способном транспортировать технику сухопутных войск, включая
танк Т-54 с боекомплектом и экипажем. В июне 1958 года ГСОКБ-473
под руководством О.К.Антонова был разработан эскизный проект самолёта Ан-20
с двумя ТВД НК-12М, способного перевозить груз массой 40 т. Но вскоре работы
по Ан-20 были свёрнуты, т.к. было получено задание на разработку ещё более
тяжёлого самолёта. К августу 1960 года был разработан проект самолёта ВТ-22
грузоподъёмностью 50 т с 4 ТВД НК-12МВ. В это время Министерство обороны
СССР поставило перед авиапромышленностью задачу создания комплекса воздушной
транспортировки межконтинентальных баллистических ракет. Т.к. параметры
ВТ-22 во многом соответствовали поставленной задаче, разработку такого
самолёта поручили ОКБ О.К.Антонова (13 октября 1960 года вышло совместное
постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1117-465).
Работы по самолёту "изделие 100" возглавил заместитель главного конструктора
А.Я.Белолипецкий. Проектирование грузовой кабины началось с анализа всей
имеющейся в стране военной и гражданской техники массой до 50 т. В целях
снижения крутящих моментов, возникающих при отклонении руля, от однокилевого
оперения отказались в пользу двухкилевого. Для возможности эксплуатации
с грунтовых аэродромов применено многоколёсное шасси с пневматиками низкого
давления. Специально для нового самолёта в ОКБ-120 К.И.Жданова был разработан
воздушный винт АВ-90 диаметром 6,2 м, а ОКБ Н.Д.Кузнецова адаптировало
под него двигатель НК-12 (применялся на Ту-95).
В августе 1961 года состоялось заседание макетной комиссии. В 1963 году
началось изготовление первого прототипа, который был готов к лету 1964
года. 27 февраля 1965 года Ан-22 впервые поднялся в небо с аэродрома киевского
завода №473 (лётчик-испытатель Ю.В.Курилин). В июне 1965 года самолёт был
показан на авиасалоне в Ле Бурже. Серийное производство Ан-22 было организовано
на Ташкентском авиазаводе №84 (приказ МАП №119 от 10.06.65).
Ан-22 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана
с двухкилевым оперением. Шасси многостоечное (передняя стойка и 6 основных).
Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Крыло кессонного типа снабжено
двухщелевыми закрылками и интерцепторами. Силовая установка состоит из
4 турбовинтовых двигателей НК-12МА. В хвостовой
части фюзеляжа диаметром 6 м находится грузовой люк длиной 16,3 м, закрывающийся
рампой и задней створкой. Грузовой отсек герметизирован. Под потолком
расположены два рельса для электротельферов грузоподъёмностью 2,5 т.
Предусмотрена перевозка некоторых объектов на внешней подвеске под крылом.
В конструкции планера широко использованы крупногабаритные фрезерованные
панели и монолитные детали, клеесварные и клееклепаные соединения, около
500 крупногабаритных штамповок (некоторые из них достигают 5 м в длину и
массы 1000 кг).
Первые "Антеи" стали поступать в ВВС в январе 1969 года (ещё в 1967
году приказом Главкома ВВС в составе 229 втап в г. Иванове была сформирована
5 аэ для оснащения самолётами Ан-22). 26 марта Главком ВВС подписал приказ
о формировании в Иванове 81 втап,
полностью укомплектованного самолётами Ан-22 (полк расформирован в январе
1998 года). В 1972 году сформирован второй полк на Ан-22 - 566 втап с
аэродромом базирования п. Сеща Брянской области. В 1975 году сформирован
третий полк - 8 втап в г. Калинине.
В 1974 году Киевский механический завод (бывшее ОКБ Антонова) за создание
Ан-22 награждён орденом Трудового Красного Знамени, а ведущие конструкторы
В.Г.Анисенко, В.И.Кабаев, В.П.Рычик и В.Н.Шаталов стали лауреатами Ленинской
премии. Через год большая группа работников КМЗ награждена орденами и
медалями, а заместители главного конструктора П.В.Балабуев, А.Я.Белолипецкий
и токарь В.В.Науменко стали Героями Социалистического Труда.
Прозводство самолёта в Ташкенте продолжалось до января 1976 года. За
создание комплекса по производству тяжёлых самолётов в 1973 году группе
работников Ташкентского АПО им. В.П.Чкалова присуждена Государственная
премия. Всего изготовлено 70 самолётов разных модификаций (из них 4 - в
Киеве). За время эксплуатации на Ан-22 осуществлены перевозки грузов в
89 стран мира, принимал участие в оказании военной помощи Египту и Анголе,
доставлял грузы в Афганистан и Югославию. Самолёты неоднократно дорабатывались.
Некоторые из них и сейчас продолжают оставаться в строю в России и на
Украине. В разные годы на "Антее" был установлен 41 мировой рекорд, из
них 12 - экипажем М.Л.Попович.
Модификации самолёта:
-
Ан-22 - базовый.
-
Ан-22А (Ан-122) - самолёт с увеличенной до 80 т коммерческой нагрузкой
и взлётной массой 250 т (проект). Разрабатывался в 1966 году.
-
Ан-22А - доработанный. Отличался воздушными стартерами. Изготовлено 28
самолётов.
-
Ан-22ПЗ - самолёт для перевозки крупногабаритных деталей Ан-124 и Ан-225 на
внешней подвеске ("перевозчик"). В 1980-1983 годах переоборудовано 3 самолёта.
-
Ан-22ПЛО - противолодочный с ядерной силовой установкой (проект). Разрабатывался
с октября 1965 года.
-
Ан-22ПС - поисково-спасательный (проект). Разрабатывался в 1967 году.
-
Ан-22Р - носитель межконтинентального авиационно-ракетного комплекса (проект).
Разрабатывался в 1969-1970 годах.
-
Ан-22Ш - самолёт с расширенным за центропланом фюзеляжем до 9,6 м (проект).
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
НК-12МА |
Взлётная мощность, э.л.с. |
4х15000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
64,4
57,836
12,535 |
Площадь крыла, м2 |
345 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина (по полу)
высота |
33,4
4,4
4,4 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
118,727
205
225 |
Запас топлива, л |
127600 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т |
60 (80) |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
отрыва
посадочная |
600
560
255
240 |
Дальность полёта, км
с максимальной нагрузкой
максимальная с грузом 9,5 т
перегоночная |
3100
8500
11000 |
Практический потолок, м |
8000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1460
1040 |
Экипаж, чел. |
7 |
Литература
- Андреев И. Воздушные гиганты // Техника - молодёжи. - 1977. - №10. - С. 50-51.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 9-13.
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 99-101.
- Заярин В.М., Краснощёков А.Н. Античный герой XX века // Авиация и Время. - 1997. - №5. - С. 4-20.
- Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 45-59.
- Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 121-122.
- Оперативно-стратегический военно-транспорный самолёт Ан-22 "Антей" // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 34-35.
- Якубович Н.В. Антей не из легенды // Крылья Родины. - 1997. - №1.
- Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 130-150.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|