 |
|
Ан-14А
Разработка лёгкого двухмоторного многоцелевого самолёта
короткого взлёта и посадки СКВ-1 началась в ОКБ-473
О.К.Антонова в конце 1950 года в инициативном порядке. Проект был
представлен руководству ВВС и ГВФ. ГВФ не устроила малая грузоподъёмность
и пассажировместимость. Тогда в январе 1951 года был подготовлен проект
СКВ-2 с увеличенной взлётной массой. После рассмотрения проекта, комиссия
высказала ряд замечаний и предложила продолжить работу над проектом.
Рабочее проектирование самолёта, получившего обозначение Ан-14 "Пчёлка",
началось в 1955 году под руководством заместителя главного конструктора
А.Я.Белолипецкого. Постановление СМ СССР, официально поручавшее ОКБ
разработку самолёта, вышло только в мае 1956 года. Этим же документом
задавалась постройка санитарной и сельскохозяйственной модификаций.
Первоначальный проект был полностью переработан, сохранились только
прямое крыло, 2 двигателя и двухкилевое оперение. В августе 1957 года
макетная комиссия утвердила макет Ан-14. В начале 1958 года было завершено
изготовление первого прототипа с двигателями АИ-14.
14 марта 1958 года он впервые поднялся в небо с аэродрома Святошино
(лётчик-испытатель В.Н.Изгейм). В июле он был впервые показан публике
на ВДНХ Украины в Киеве. В августе он участвовал в воздушном параде в
Тушино. Вскоре был изготовлен и второй прототип, отличавшийся большим
грузовым люком под хвостовой балкой для погрузки раненых на носилках.
Для авиахимработ через этот же люк в фюзеляж устанавливался бак для
химикатов и удобрений.
По результатам испытаний первых двух прототипов в конструкцию был
внесён ряд изменений: установдены более мощные двигатели АИ-14РФ,
воздушные двухлопастные деревянные винты В536-Д12 с механизмом флюгирования,
V-образный стабилизатор, прямоугольные килевые шайбы увеличенной площади.
Весной 1960 года в воздух поднялся третий прототип, получивший обозначение
Ан-14А (лётчик-испытатель В.А.Калинин). В ноябре 1961 года в Чкаловской
начались государственные испытания Ан-14А, продолжавшиеся до апреля
1962 года. Серийное производство началось в 1965 году на заводе "Прогресс"
в Арсеньеве.
Ан-14 построен по аэродинамической схеме подкосного высокоплана с
двухкилевым оперением. Конструкция цельнометаллическая (алюминиевые
сплавы Д-16Т, АК6, сталь 30ХГСНА). Фюзеляж типа полумонокок. Крыло
прямое, трапецевидное в плане, кессонного типа с 2 лонжеронами. Механизация
крыла состоит из предкрылков, двухщелевых закрылков и зависающих элеронов.
Шасси неубирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. В зимнее время
предусмотрена установка лыжного шасси. Силовая установка состоит из 2
поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения
АИ-14РФ с трёхлопастными воздушными винтами (на первых самолётах устанавливались
двухлопастные). Запас топлива располагается в крыльевых топливных баках.
Крыло и оперение оборудованы тепловой воздушной противооблединительной
системой. Задние кромки стабилизатора и килей имеют электрообогрев.
Ан-14 поставлялся как в ГВФ, так и в ВВС. Мог использоваться в качестве
пассажирского, транспортного, связного, санитарного, сельскохозяйственного.
Отличные взлётно-посадочные качества и шасси с колёсами одинакового размера
позволяли эксплуатировать его в поле на размокшем грунте. С его помощью
была решена одна из труднейших задач авиации - установление воздушной
связи между различными населёнными пунктами и объектами, не имеющими
оборудованных аэродромов.
Серийное производство продолжалось до 1970 года. Всего изготовлено 340
самолётов. Из них 32 поставлено на экспорт в Болгарию, Гвинею, ГДР, Конго,
Монголию и Югославию. Массовая эксплуатация самолёта продолжалась до начала
80-х годов. Отдельные экземпляры продолжают летать до сих пор. Несколько
Ан-14А стали экспонатами музеев в Монино, Пловдиве (Болгария), Дрездене и
Бауцене (Германия).
Модификации самолёта:
-
Ан-14 - прототип. Отличался двигателями АИ-14 мощностью 240 л.с., прямоугольным
крылом. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 14 марта 1958 года.
-
Ан-14А - третий прототип. Отличался двигателями АИ-14РФ, V-образным стабилизатором
с прямоугольными шайбами. Первый полёт весной 1960 года.
-
Ан-14А - серийный. Отличался крылом трапецевидной формы увеличенного размаха,
удлинённой носовой частью фюзеляжа, трёхлопастными винтами. Первый полёт 3
мая 1965 года. Выпускался в 1965-1970 годах.
-
Ан-14Б - доработанный (проект). Отличался улучшенной аэродинамикой, V-образным
хвостовым оперением, отсутствием подкоса крыла. Разработан в 1963 году.
-
Ан-14Б - с ТВД "Астазу" французской фирмы "Турбомека" (проект).
-
Ан-14В - с ТВД ГТД-350 с четырёхлопастными винтами
(проект). Разработан в 1962 году.
-
Ан-14Л (Ан-28 - первый с таким названием) - с ТВД "Астазу" французской фирмы
"Турбомека" (проект).
-
Ан-14М - модернизированный, прототип Ан-28. Отличался
двигателями ГТД-550АС (позже ТВД-850), удлинённым фюзеляжем, конструкцией крыла,
дверью в левом борту, полуубирающимся шасси, формой килевых шайб. Изготовлен
в одном экземпляре. Первый полёт 30 апреля 1968 года.
-
Ан-14Ш - летающая лаборатория для испытаний шасси на воздушной подушке.
Переоборудован из серийного Ан-14А в 1980 году. Первый полёт в начале 1983 года.
-
Ан-30 (первый с таким названием) - с двигателями ГТД-350
(проект). Отличался винтами, соединёнными трансмиссией. Количество мест для
пассажиров увеличено до 15.
-
Ан-714 - с шасси на воздушной подушке (опытный). Разработан в Куйбышевском КБ
шасси самолётов и вертолётов. Первый полёт 20 октября 1970 года.
-
"Чайка" - сельскохозяйственный (проект). Разработан в 1963 году.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АИ-14РФ
|
Взлётная мощность, л.с. |
2х300 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
21,99
11,36
4,63 |
Площадь крыла, м2 |
39,72 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
2600
3450
3630 |
Запас топлива, кг |
290 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг |
720 |
Количество пассажиров, чел. |
6-7 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
222
175 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
перегоночная |
470
680 |
Практический потолок, м |
5000 |
Время набора высоты 2000 м, мин. |
7,8 |
Длина разбега, м
пробега, м |
90
110 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 98.
- Заярин В.М., Шиврин Н.А. Ан-14 на воздушной подушке // Авиация и Время. - 1996. - №1. - С. 11-13.
- История конструкций самолётов в СССР 1951-1965. - М.: "Машиностроение", 2002. - С. 20-32.
- Киржнер Ю.М. Самолёт Ан-14. Эпизоды лётных испытаний // Авиация и Время. - 1995. - №№ 3, 4.
- Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 89-103.
- Якубович Н.В. "Золотая "Пчёлка"": О везделёте Ан-14 // Крылья Родины. - 2000. - №10. - С. 12-15.
- Якубович Н.В. Соперник вертолётов // Моделист-конструктор. - 2004. - №9. - С. 25-28.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|