ТАВКР Адмирал Кузнецов
Разработка тяжёлого авианесущего крейсера проекта
1143.5 "Рига" началась в Невском проектно-конструкторском бюро в ноябре
1977 года под руководством главного конструктора О.П.Ефимова (летом
1979 года его сменил А.Б.Морин, в декабре 1979 года - В.Ф.Аникеев, в
1986 году - П.А.Соколов, в 1989 году - Л.В.Белов). По сути это был
новый корабль. При его создании широко использован опыт разработки
авианосцев проектов 1153 и 1160. Первоначально предполагалось установить
на нём паровую катапульту, но позже проект был переработан под трамплин.
Разработка эскизного проекта (10 вариантов) завершилась 23 июля 1980
года. После множества согласований и внесения изменений проект был
окончательно утверждён 7 мая 1982 года.
Впервые на отечественном корабле установлены аэрофинишёры, оптическая
система посадки "Луна" и боковые самолётоподъёмники. Одновременно с
разработкой корабля шла доводка палубных самолётов, для чего в Крыму
на аэродроме Ново-Фёдоровка (г. Саки) построен полигон со стальным
лётным полем в виде корабельной палубы НИТКА (наземный испытательно-тренировочный
комплекс авиации).
1 сентября 1982 года ТАКР "Рига" (заводской №105) заложен на на
Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве и 26 июля
зачислен в списки кораблей ВМФ. 26 ноября 1982 года переименован в
"Леонид Брежнев". Спущен на воду 6 декабря 1985 года. 11 августа
1987 года переименован в "Тбилиси", 4 октября 1990 года - в "Адмирал
флота Советского Союза Кузнецов". Вступил в строй 25 декабря 1990
года и 20 января 1991 года вошёл в состав Краснознамённого Северного
флота. При этом доводочные работы продолжались до 6 мая 1991 года.
ТАКР "Адмирал Кузнецов" от предшественников отличает увеличенная
полётная палуба и наличие трамплина (угол схода 14°) в носовой части.
Корпус высокобортный, изготовлен из стали по продольной системе набора.
Дно двойное по всей длине. Корпус имеет 9 палуб. Надстройка ("остров")
смещена к правому борту. В кормовой части корпуса размещена оптическая
система посадки "Луна-3". Для размещения
авиатехники под главной палубой имеется ангар (153x26x7,2 м). Для
перемещения ЛА по ангару используется полуавтоматическая система
цепной транспортировки (тягачи применяются только для подачи ЛА на
платфлормы лифтов). В целях противопожарной безопасности ангар может
разделяеться огнестойкими складными шторами на 4 отсека. Топливные
цистерны и погреба боезапаса имеют коробчатую броневую защиту.
Противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из 3 продольных
переборок (вторая - многослойная бронированная). Спасательные
средства включали в себя большой корабельный командирский катер
пр. 1404, 2 рабочих катера пр. 1402Б, 2 шестивёсельных яла пр. ЯЛ-П6
и 240 плотиков ПСН-10М в контейнерах.
Вооружение корабля состоит из 12 пусковых установок 4К80 ПКРК
"Гранит", 4 шестиствольных пусковых установок ЗРК "Кинжал" (192
ракеты), 8 пусковых установок "Кортик" (256 ракет), 6 шестиствольных
30-мм артиллерийских установок АК-630М (48000 снарядов), 2 установок
РБУ-12000 "Удав". В состав радиоэлектронного оборудования входят:
БИУС "Лесоруб", многофункциональный комплекс "Марс-Пассат", трёхкоординатная
РЛС "Фрегат-МА", РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат", навигационный
комплекс "Бейсур", комплекс связи "Буран-2", РЛС управления полётами
"Резистор", средства РЭБ "Созвездие-БР", ГАС "Звезда-М1" и др. (всего
58 наименований).
1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу "Тбилиси" совершил
посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В.Г.Пугачёв).
В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина
МиГ-29К (лётчик-испытатель Т.О.Аубакиров). 1 августа 1990 года начались
государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено
454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в
состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ. 1-20 декабря 1991 года крейсер
совершил переход вокруг Европы в Североморск.
Корабль был включён в состав 43 дивизии ракетных крейсеров с базированием
в Видяево. Строевые лётчики 279 иап под командованием Героя РФ Т.А.Апакидзе
освоили полёты с палубы в 1994 году. 23 декабря 1995 - 22 марта 1996
года "Адмирал Кузнецов" совершил поход в Средиземное море с 15 самолётами
и 11 вертолётами на борту. Всего пройдено 14156 миль, выполнено 524
полёта самолётами и 996 вертолётами. Во время похода нанесены визиты
в Тартус (Сирия, 29.01—02.02.1996) и Ла-Валетту (Мальта, 17—18.02.1996).
После возвращения прошёл плановый ремонт на СРЗ-35 в Росте. С августа
1998 года обеспечивал боевую подготовку палубной авиации. В октябре 1999
года обеспечивал лётные испытания самолёта Су-27КУБ.
Осенью 2000 года вновь прошёл ремонт на СРЗ-35. 27 сентября - 24 октября
2004 года участвовал в учениях КСФ в северо-восточной Атлантике. За время
службы кораблём командовали: капитан 1 ранга В.С.Ярыгин, контр-адмирал
А.В.Челпанов, капитан 1 ранга А.В.Турилин, капитан 1 ранга А.П.Шевченко.
Биографическая справка
Кузнецов Николай Герасимович (24.07.1904 - 06.12.1974) - советский
флотоводец, Герой Советского Союза (1945), Адмирал Флота Советского Союза
(1955). Родился в деревне Медведки ныне Котласского района Архангельской
области. На флоте с 1919 года. Окончил ВМУ им. М.В.Фрунзе в 1926 году и ВМА
в 1932 году. Участник Гражданской войны. Был матросом Северо-Двинской военной
флотилии. С 1926 года служил на кораблях Морских сил Чёрного моря. С 1932
года был помощником командира, а с 1934 - командиром крейсера "Червона Украина"
(ЧФ). С 1936 года военно-морской атташе и главный военно-морской советник
в Испании, руководил советскими моряками-добровольцами, участвовавшими в
национально-революционной войне испанского народа. С 1937 года был зам.
командующего ТОФ. В 1939-1946 годах нарком ВМФ СССР, главком ВМФ. Участвовал
в Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств СССР, США и Великобритании
(1945). С 1947 года начальник Управления ВМУЗ, с июня 1948 года зам. главкома
войсками Дальнего Востока по ВМС, с февраля 1950 командующий ТОФ. В 1951-1953
годах военно-морской министр, в 1953-1956 - первый зам. министра обороны СССР
- главком ВМФ. В 1956 году понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в
отставку. Восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза в 1988 году
(посмертно). Был членом ЦК ВКП(б) в 1939-1955 годах. Избирался депутатом
Верховного Совета СССР 1, 2 и 4 созывов.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение, т:
полное
стандартное |
70500
55000 |
Габариты, м:
длина
ширина по КВЛ
осадка |
304,5
38,0
10,5 |
Ширина полётной палубы, м |
75,0 |
Мощность ПТУ, л.с. |
4х50000 |
Скорость хода, уз.:
максимальная
экономическая |
32,0
18,0 |
Дальность плавания экономическим ходом, миль |
8000 |
Количество самолётов, шт. |
26 |
Количество вертолётов, шт. |
24 |
Запас авиационного топлива, т |
2500 |
Экипаж, чел.
в том числе офицеров |
1980
520 |
Литература
- Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. - 1995. - №1.
- Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 342-344.
- Боечин И. Первый российский // Техника - молодёжи. - 2004. - №6. - С. 40-41.
- Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7.
- Мельников С. Су-33 на палубе авианосца // Крылья Родины. - 1999. - №7. - С. 15.
- Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота / Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 35-52.
- Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
- Морин А.Б. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" // Гангут. - №11.
- Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.
- Никольский М.В. Современные авианосцы. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 109-114.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника