ГШ-6-30
Разработка шестиствольной 30-мм пушку АО-18 для корабельной
установки АК-630 началась в Тульском КБ приборостроения в соответсвии с
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 июня 1963 года. Работы возглавил
В.П.Грязев. Общее руководство осуществлял А.Г.Шипунов. Одновременно
с пушкой разрабатывался и новый патрон с повышенной баллистикой и
увеличенным зарядом пороха. Заводские испытания состоялись в 1964-1966
годах. Серийное производство организовано в 1974 году на Тульском
машиностроительном заводе. Принята на вооружение Приказом МО СССР от
6 января 1976 года.
На базе АО-18 была разработана авиационная пушка АО-18А (ТКБ-635),
отличавшаяся отсутствием громозкой жидкостной системы принудительного
охлаждения стволов, за счёт чего удалось значительно снизить массу
(на 60 кг). Темп стрельбы предполагалось увеличить до 6000 выст./мин.,
но из-за технических трудностей его было решено оставить как у корабельного
варианта. Технический проект был утверждён в марте 1971 года. Принята
на вооружение в 1974 году под обозначением ГШ-6-30 (индекс ГРАУ 9А621).
Пушка ГШ-6-30 выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся
блоком стволов. Стволы с затворами собраны в единый блок и вращаются
в неподвижном кожухе вместе с центральной звездой. Затворы, скользящие
в продольных направлениях центральной звезды, совершают возвратно-поступательное
движение. За один оборот блока стволов каждый из затворов осуществляет
перезаряжание, а из стволов последовательно производятся выстрелы. Блок
стволов и связанные с ним механизмы совершают непрерывное движение в
течение всей очереди. Разгон блока стволов осуществляется пневмостартером.
Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых
газов, отводимых поочерёдно из стволов через газоотводные отверстия
в газовый двигатель.
Пушки первых серий обладали рядом дефектов, но в ходе доработок они
постепенно устранялись. Модернизация газового двигателя позволила увеличить
длину непрерывной очереди со 150 до 300 выстрелов. В настоящее время
это самая скорострельная 30-мм пушка в мире.
Модификации:
-
ГШ-6-30 (АО-18А, ТКБ-635, 9А621) - авиационная пушка. Принята на вооружение
в 1974 году. Устанавливалась на самолётах МиГ-27,
Су-24МК (с боекомплектом 500 патронов),
Су-25.
-
ГШ-6-30К (АО-18) - корабельный зенитный автомат. Отличается жидкостной
системой охлаждения стволов, приводом вращения блока стволов от электромотора.
Входит в состав артиллерийской установки АК-630. Принят на вооружение
6 янваяря 1976 года.
Технические характеристики
Калибр, мм |
30 |
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота |
2040
-
- |
Масса, кг |
149-160 |
Темп стрельбы, выст./мин. |
4600-5100 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
875-900 |
Боекомплект, патронов |
300 |
Живучесть, выстрелов |
6000 |
Источники
- Витюк А., Марковский В. Последний аргумент // История авиации. - 2003. - №2. - С. 50-54.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 184-185.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника