ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


202

Разработка термоядерной бомбы "Иван" ("Ваня", "изделие 202") мощностью 100 мегатонн началась осенью 1954 года в КБ-11 Минсредмаша под руководством академиков И.В.Курчатова, А.Д.Сахарова и Ю.В.Харитона. В качестве носителя бомбы были предложены модификации бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95. Остановились на более крупном Ту-95. Первоначальный вариант бомбы массой 40 т не был принят самолётчиками, так как это составляло 20% взлётной массы серийного Ту-95 (с такой нагрузкой он не долетел бы до полигона). После доработки проекта масса была уменьшена вдвое.

В мае-сентябре 1956 года был изготовлен носитель бомбы - самолёт Ту-95В (переоборудован на лётно-испытательной базе ОКБ-156 в Жуковском из серийного Ту-95). Специально для бомбы "202" был разработан и установлен балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) с 3 замками Дер5-6 (грузоподъёмность каждого 9 т). Одновременное открытие замков обеспечивала электроавтоматика. Конструкция держателя и электроавтоматика прошли отработку на стенде (синхронности открывания замков добивались подбором комплектующих электрорадиоэлементов). Лётные испытания Ту-95В завершились в 1959 году, но испытания самой бомбы по политическим соображениям были отложены (Н.С.Хрущёв собирался с визитом в США).

Испытания супербомбы стали вновь актуальны в 1961 году. Была изготовлена бомба, мощность которой по соображениям безопасности была ограничена 50 мегатоннами. 30 октября 1961 года она была сброшена на парашюте с высоты 10500 м на один из островов Малой Земли и подорвана в 11.32 на высоте 4000 м. Несмотря на спошную облачность, вспышка взрыва была видна на расстоянии 1000 км, клубящийся гриб поднялся до высоты 67 км, а взрывная волна трижды обежала вокруг Земли. Поверхность острова оплавилась так, что на ней скользко было стоять. Это был самый мощный взрыв в истории человечества, который стал одним из решающих факторов, приведших к заключению договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космосе. За создание термоядерной бомбы группа инженеров и учёных была награждена правительственными наградами, академик А.Д.Сахаров удостоен третьей Золотой звезды Героя Социалистического Труда.

Бомба "202" из-за своей массы не могла быть реальным боевым оружием (Ту-95В на борту с ней имел слишком малую дальность полёта). Она была рассчитана скорее на психологический эффект. Изготовление и испытание 100-мегатонной бомбы (в том же корпусе) осуществлено не было. В 1962 году на Малой Земле была проведена серия испытаний термоядерных зарядов по 20 мегатонн в корпусе "изделия 202". В настоящее время макет бомбы экспонируется в музее ядерного оружия в Сарове (бывший Арзамас-16).

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр корпуса
размах оперения

8000
2000
-
Масса, т 24
Масса боевой части, кг -
Скорость носителя, км/ч 800
Диапазон высот применения, км 10-12

Литература

  1. Мороз С. Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999. - С. 13-14.
  2. Ригмант В.Г. Ту-95. // Авиация и космонавтика. - 2001. - №1. - С. 25-26.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100