202
Разработка термоядерной бомбы "Иван" ("Ваня", "изделие
202") мощностью 100 мегатонн началась осенью 1954 года в КБ-11 Минсредмаша
под руководством академиков И.В.Курчатова, А.Д.Сахарова и Ю.В.Харитона.
В качестве носителя бомбы были предложены модификации бомбардировщиков
Ту-16 и Ту-95. Остановились
на более крупном Ту-95. Первоначальный вариант бомбы массой 40 т не был
принят самолётчиками, так как это составляло 20% взлётной массы серийного
Ту-95 (с такой нагрузкой он не долетел бы до полигона). После доработки
проекта масса была уменьшена вдвое.
В мае-сентябре 1956 года был изготовлен носитель бомбы - самолёт Ту-95В
(переоборудован на лётно-испытательной базе ОКБ-156
в Жуковском из серийного Ту-95). Специально для бомбы "202" был разработан
и установлен балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) с 3 замками Дер5-6
(грузоподъёмность каждого 9 т). Одновременное открытие замков обеспечивала
электроавтоматика. Конструкция держателя и электроавтоматика прошли отработку
на стенде (синхронности открывания замков добивались подбором комплектующих
электрорадиоэлементов). Лётные испытания Ту-95В завершились в 1959 году,
но испытания самой бомбы по политическим соображениям были отложены (Н.С.Хрущёв
собирался с визитом в США).
Испытания супербомбы стали вновь актуальны в 1961 году. Была изготовлена
бомба, мощность которой по соображениям безопасности была ограничена 50
мегатоннами. 30 октября 1961 года она была сброшена на парашюте с высоты
10500 м на один из островов Малой Земли и подорвана в 11.32 на высоте 4000
м. Несмотря на спошную облачность, вспышка взрыва была видна на расстоянии
1000 км, клубящийся гриб поднялся до высоты 67 км, а взрывная волна трижды
обежала вокруг Земли. Поверхность острова оплавилась так, что на ней скользко
было стоять. Это был самый мощный взрыв в истории человечества, который
стал одним из решающих факторов, приведших к заключению договора о запрещении
ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космосе. За создание термоядерной
бомбы группа инженеров и учёных была награждена правительственными наградами,
академик А.Д.Сахаров удостоен третьей Золотой звезды Героя Социалистического
Труда.
Бомба "202" из-за своей массы не могла быть реальным боевым оружием
(Ту-95В на борту с ней имел слишком малую дальность полёта). Она была
рассчитана скорее на психологический эффект. Изготовление и испытание
100-мегатонной бомбы (в том же корпусе) осуществлено не было. В 1962
году на Малой Земле была проведена серия испытаний термоядерных зарядов
по 20 мегатонн в корпусе "изделия 202". В настоящее время макет бомбы
экспонируется в музее ядерного оружия в Сарове (бывший Арзамас-16).
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр корпуса
размах оперения |
8000
2000
- |
Масса, т |
24 |
Масса боевой части, кг |
- |
Скорость носителя, км/ч |
800 |
Диапазон высот применения, км |
10-12 |
Литература
- Мороз С. Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999. - С. 13-14.
- Ригмант В.Г. Ту-95. // Авиация и космонавтика. - 2001. - №1. - С. 25-26.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника